Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о расширении зоны социально-экономического развития Дальнего Востока. Отныне в нее включен Байкальский регион, сообщается сегодня на сайте правительства России.
«Под Байкальским регионом понимаются субъекты Российской Федерации - Республика Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область», - уточняется в документе.
«Принятое решение позволит обеспечить координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и заинтересованных организаций при решении вопросов социально-экономического развития субъектов Федерации, расположенных на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе, реализацию там инвестиционных проектов», - указывается в документе.
В связи с нововведением изменено и название правительственной комиссии. Отныне она называется «правительственная комиссией по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона».
Как сообщал «Байкал-Daily», включения себя в данную комиссию байкальские регионы пытались добиться уже год, с самого её создания. Данная правительственная комиссия была создана год назад взамен упразднённой госкомиссии. И если в ней Бурятия присутствовала и имела право голоса наравне с дальневосточными регионами, то в новом составе места для байкальских регионов не нашлось. Это вызвало вполне логичные возмущения у трёх соседних регионов.
Глава Бурятии Вячеслав Наговицын говорил, к примеру: «Мы не вошли в комиссию, совещания на федеральном уровне проходят без приглашения руководства регионов, полпреда. Все институты, которые создаются на Дальнем Востоке, не нацелены на оказание поддержки для Байкальского региона».
Однако если включение Бурятии в правительственную комиссию уже можно назвать победой, то возможно ли теперь включение Байкальского региона в Минвостокразвития, или распространение моделей территории опережающего развития пока непонятно.
Напомним, ещё в 2012 году Бурятия увлечённо участвовала в реализации ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья». Снабжение деньгами данной программы обеспечивало федеральное минрегионразвития. В июне 2012 года появилось министерство развития Дальнего Востока. Полпред президента Виктор Толоконский заверил, что Сибирь от создания данного министерства тоже выиграет. Однако, республиканские власти напряглись; озвучивалась идея создать подобное министерство и для Сибири, не получившая, однако, широкого развития и поддержки.
В 2013 году Бурятия неожиданно «выпала» из федеральных целевых программ, по которым шло финансирование крупнейших инфраструктурных проектов региона. Денежный поток был перенаправлен на Дальний Восток через одноименное министерство. Это обернулось отказом в финансировании таких знаковых объектов, как третий мост через Уду, Ледовый дворец в Улан-Удэ, Национальный музей Бурятии и другие инфраструктурные объекты.
На фоне этих событий, Вячеслав Наговицын неоднократно заявлял о финансовой дискриминации республики на федеральном уровне, о том же говорили и другие политики – сенатор от Забайкальского Баир Жамсуев утверждал, что байкальским регионам отвели «роль падчерицы». Также депутат госдумы Сергей Миронов обращал внимание президента на то, что Бурятия обойдена вниманием федеральных властей.
Уже несколько месяцев Бурятия пытается вернуть потоки финансирования на свою территорию всеми возможными средствами. К борьбе подключены и два соседних региона – Иркутская область и Забайкальский край, составившие совместно с Бурятией незарегистрированное территориальное образование под общим наименованием «Байкальский регион».
В числе основных попыток вернуть деньги на инвестпроекты, главы трёх регионов Байкала совместно пытались инициировать создание в Министерстве по развитию Дальнего Востока дополнительного департамента «Байкальского региона».
Предпринимались также шаги к включению Байкальского региона в территории опережающего развития (ТОРы), куда уже включен конкурирующий с байкальским дальневосточный регион. Данная попытка провалилась на прошлой неделе, и Байкальскому региону предложили повторно проявить инициативу в первом квартале будущего года.
Отказ подключить регион к более выгодным для развития условиям, в комитете Госдумы мотивировали так: предполагается получить первый опыт функционирования территорий опережающего социально-экономического развития именно в Дальневосточном федеральном округе, а впоследствии распространить его на другие субъекты. В общем, «приходите завтра ».
Председатель комитета Народного Хурала по экономической политике по этому поводу предположил, что пока надеяться на вхождение ТОР вряд ли стоит.
- Я думаю, что в первом квартале 2015 года включить поправки и войти в ТОР вряд ли получится. Потому что действительно механизм новый, нужно понять, как он будет работать. Думаю, в течение года это возможно, - прокомментировал Вячеслав Ирильдеев. - Также это связано с макроэкономическими показателями и уменьшением доходов бюджета.
Станет ли сегодняшнее постановление премьер-министра страны отправной точкой для последующих сдвигов – пока не ясно. Возможно, расширение зоны социально-экономического развития Дальнего Востока приведёт к решению проблем с остановившимися инвестициями.