- Баир Баясхаланович, 1 сентября президент России Владимир Путин, выступая в Якутске на церемонии соединения первого звена газопровода «Сила Сибири», сказал, цитирую: «Этот проект даст возможность нам, России, не только поставлять газ на экспорт, он даст нам возможность развивать газификацию своей собственной страны, восточных регионов Российской Федерации, Дальнего Востока и Восточной Сибири. Это даст нам возможность подтолкнуть развитие в этом регионе, да и во всей стране, машиностроения, металлургической промышленности, трубной промышленности, химической промышленности. Это огромные капиталовложения, создание новых рабочих мест и высокотехнологичных производств». Восточная Сибирь – это, прежде всего, Байкальский регион: Забайкальский край, республика Бурятия и Иркутская область. Действительно ли то, что развитие коснется, наконец, и нашего региона?
- Уверен, что так и будет. Хотя при этом придется преодолеть ряд препятствий.
- Что вы имеете в виду?
- Прежде всего, консерватизм и инертность мышления части чиновничьего аппарата. Не секрет, что в Москве далеко не все четко себе представляют, что такое Дальний Восток, Сибирь и Байкальский регион. Это во-первых. Во-вторых, против работают межведомственные барьеры. Так, существует федеральная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», утвержденная правительством еще в декабре 2009 года. Одновременно создано министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвитие). Казалось бы, оно и должно координировать все вопросы реализации этой программы. Но не тут-то было. И на сегодня Байкальский регион оказался в роли падчерицы.
- Вы как сенатор можете повлиять на эту ситуацию?
- Один вряд ли. Но мы, члены Совета Федерации от трех субъектов России и депутаты Государственной Думы от нашего региона, в этом вопросе выступаем единой командой.
- И что уже сделано, есть ли какие-то результаты?
- 8 августа мы, шестеро членов Совета Федерации и одиннадцать депутатов Государственной думы, отправили письмо на имя председателя правительства России Дмитрия Анатольевича Медведева. В нем мы попросили включить в состав правительственной комиссии по вопросам развития Дальнего Востока, образованной постановлением правительства 17 сентября 2013 года, представителей трех наших субъектов Федерации. Это необходимо для того, чтобы обеспечить более согласованные действия по реализации государственной политики развития нашего региона.
- И уже есть какой-то ответ?
- К сожалению, первый ответ пришел.
- Почему «к сожалению»?
- Потому что иначе, как издевательской отпиской письмо, которое отправил врио министра минвостокразвития господин Волков, назвать нельзя. Просветив нас о том, какое значение имеет развитие Дальнего Востока, и рассказав о механизме работы комиссии, он пришел к странному, на мой взгляд, выводу, что «распространение действия правительственной комиссии на Байкальский регион с включением в ее состав представителей Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области приведет к возложению на минвостокразвития России дополнительных функций, не относящихся в сфере деятельности, к увеличению нагрузки на членов правительственной комиссии, и в целом может привести к снижению эффективности ее работы». То есть, он откровенно отказал нам в поддержке, наплевательски относясь и к существующей программе и к стратегии государственной политики в этом регионе.
- И что будет дальше?
- Господин Волков, на мой взгляд, ошибочно принял большую группу членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы за «ходоков», представляющих незначительные, частные интересы. Это не так. И мы планируем вынести эту проблему на одно из заседаний Совета Федерации. К слову сказать, именно такую реакцию я и имел в виду, когда говорил о косности и консерватизме мышления отдельных чиновников в самом начале нашего разговора. Мы делали и будем продолжать делать все возможное для того, чтобы вопросы развития Байкальского региона и, соответственно, Забайкальского края не уходили из зоны стратегического развития России. И уверен, что президент России Владимир Владимирович Путин нас в этом вопросе поддержит.