Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил минвостокразвития и минэкономразвития страны расширить сферу деятельности правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и на Байкальский регион. Иными словами, включить в комиссию наконец представителей Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области. Срок исполнения федеральным министерствам установлен до 6 октября.
Данное поручение дано Медведевым по итогам XIII Сочинского инвестиционного форума.
Для Бурятии этот шаг – наверное, первая уступка в наболевшем вопросе должного внимания федерального центра к Байкальскому региону наравне с дальневосточными территориями. О «финансовой дискриминации», которая вышла на деле взамен ожидаемых равных условий власти Бурятии говорят давно.
Речь не только о том, что полномочия министерства по развитию Дальнего Востока на Бурятию не распространяются. Но также и о финансовых потоках, выделяемых в рамках федеральной целевой программы «Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». За последние годы доля трёх байкальских регионов в финансировании программы всё снижается. Бурятия, к примеру, лишилась таких знаковых проектов, как третий мост через Уду, Ледовый дворец в Улан-Удэ, Национальный музей, а также менее масштабных, но важных инфраструктурных объектов по всей республике.
Кроме того, байкальские регионы оказались за бортом той самой правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока. Данная комиссия была создана год назад взамен упразднённой госкомиссии. И если в ней Бурятия присутствовала и имела право голоса наравне с дальневосточными регионами, то в новом составе места для байкальских регионов не нашлось. Это вызвало вполне логичные возмущения у трёх соседних регионов.
«Обделённые» регионы не раз пытались обращать внимание на проблему. Глава Бурятии Вячеслав Наговицын говорил, к примеру, на совещании при полпреде президента в СФО: «Мы не вошли в комиссию, совещания на федеральном уровне проходят без приглашения руководства регионов, полпреда. Все институты, которые создаются на Дальнем Востоке, не нацелены на оказание поддержки для Байкальского региона».
Риторика заявлений представителей байкальских регионов в последнее становилась всё эмоциональнее. Здесь и слова о том, что минвостокразвития «не замечает» Бурятию, Забайкальский край и Иркутскую область и «всячески пытается перетягивать одеяло на Дальний Восток».
А как заявил член Совета Федерации от Забайкальского края Баир Жамсуев, «Байкальский регион оказался в роли падчерицы».
- Не секрет, что в Москве далеко не все четко себе представляют, что такое Дальний Восток, Сибирь и Байкальский регион. Это во-первых. Во-вторых, против работают межведомственные барьеры. Так, существует федеральная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», утвержденная правительством еще в декабре 2009 года. Одновременно создано министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвитие). Казалось бы, оно и должно координировать все вопросы реализации этой программы. Но не тут-то был, - говорил Баир Жамсуев в интервью «Забмедиа.Ру».
По его словам, в августе шестеро членов Совета Федерации и одиннадцать депутатов Государственной думы – представители Байкальского региона – отправили письмо на имя Медведева. В нем его просили как раз расширить состав правительственной комиссии по вопросам развития Дальнего Востока. Это необходимо для того, чтобы обеспечить более согласованные действия по реализации государственной политики развития нашего региона.
Ответ же, пришедший за подписью врио министра минвостокразвития Волкова Баир Жамсуев назвал «издевательской отпиской».
- Просветив нас о том, какое значение имеет развитие Дальнего Востока, и рассказав о механизме работы комиссии, он пришел к странному, на мой взгляд, выводу, что «распространение действия правительственной комиссии на Байкальский регион с включением в ее состав представителей Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области приведет к возложению на минвостокразвития России дополнительных функций, не относящихся в сфере деятельности, к увеличению нагрузки на членов правительственной комиссии, и в целом может привести к снижению эффективности ее работы». То есть, он откровенно отказал нам в поддержке, наплевательски относясь и к существующей программе и к стратегии государственной политики в этом регионе, - говорил сенатор.
Теперь же поручение Медведева заставит минвостокразвития отказаться от своей категоричной позиции. Станет ли включение Бурятии в правительственную комиссию шагом на пути к увеличению финансирования по ФЦП покажет время.
Светлана Инкеева, «Байкал-Daily»