Парламент Бурятии одобрил отмену обязательного жёлтого цвета такси в Бурятии. Не была учтена ни позиция минтранса, ни легальных перевозчиков, устроивших на той неделе акцию протеста на площади Советов перед Народным Хуралом. Сами таксисты заявляют, что теперь на рынке станет ещё больше «бомбил», а отличить их от имеющих лицензию перевозчиков пассажиры больше не смогут.
Авторы инициативы, напротив, считают, что отмена требования об едином цвете позволит снизить «теневой сектор» рынка такси.
«С момента вступления в силу требования к цветовой гамме кузова легкового такси в 2 раза сократилось количество действующих разрешений, 7,5 раз количество ежегодно выдаваемых разрешений и в 10 раз количество перевозчиков. Примечательно, что с момента вступления в силу закона количество организаций, имеющих менее 5 автомобилей, сократилось почти в 15 раз, крупных перевозчиков – в 1,5 раза. По оценочным расчётам ежегодный оборот рынка такси составляет около 1,5-4 млрд. руб., а налоговые поступления от деятельности легкового такси в бюджеты всех уровней в 2018 году составили всего 4,5 млн. руб. Это означает, что реально задекларировали доход порядка 600 – 700 таксистов», - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
При этом ранее эксперты уже высказывали мнение, что уход таксистов «в тень» не связано с одним только требованием по цвету. В конце концов, расходы на покраску разовые и не столь финансово тяжёлые. Причина – в службах заказа такси, которые фактически владеют бурятским рынком. Закон не обязывает службы-агрегаторы отдавать заказы только водителям с лицензией. Потому водители и не торопятся получать разрешение. Сейчас в Госдуме как раз рассматривается проект закона, который предлагает штрафовать юрлиц-владельцев такси до 200 тысяч рублей за передачу заказа такси лицам, не имеющим разрешения на такие перевозки, а при повторном нарушении закона штраф составит до 500 тысяч рублей. Специалисты ранее призывали дождаться принятия федерального законопроекта, а не просто отменять жёлтый цвет. Народный Хурал же, несмотря на просьбы, рассмотрел документ сегодня.
При принятии законопроекта возникли споры. Против выступил депутат Батор Цыбиков, который призвал отложить вопрос с тем, чтобы узнать мнение перевозчиков.
- Мы принимали этот закон в 2014 году, с 2015 года он действует. У людей рождается такое отношение к закону, правовой нигилизм: зачем исполнять закон, если через год вы его отмените? В этой ситуации, где мы сами же своё решение отменяем, я считаю, это создаёт нестабильность правового поля, правового пространства. Это вызывает недоверие к закону, в том числе законодательному органу Народному Хуралу, - пояснил «Байкал-Daily» свою позицию Батор Цыбиков.
Поддержал на сессии его Сергей Дорош, который напомнил о том, что сфера деятельности такси пока не урегулирована. Звучали также мнения об удобстве жёлтого цвета, к которому уже привыкли жители Бурятии и который принят во многих городах мира. Министр транспорта Бурятии Александр Аюшеев также призывал депутатов не спешить с принятием законопроекта.
Однако большинством голосов проект закона был принят в двух чтениях.
- С утра обсуждаем цвет такси, давайте прекратим эти прения, как будто у нас других вопросов нет, - возмутился при этом депутат Тумэн Дондоков.
Закон об единой цветовой гамме обсуждали и принимали в Бурятии несколько лет. Документ хотели принять ещё в 2011 году, однако затем отложили для дополнительного обсуждения. Минтранс за это время даже провёл интернет-опрос, предлагая жителям самим выбрать цвет такси, тогда победили белый и жёлтый цвета. Чиновники выбрали жёлтый, ссылаясь при этом на мировые исследования, согласно которым машины именно этого цвета реже всего попадают в аварии.
Требование вступило в силу 1 января 2015 года. Таким образом, жёлтые такси в Бурятии не отработали и пяти лет.