Десятки действующих и бывших сотрудников петербургского полицейского главка, жизнь и здоровье которых в силу закона застрахованы государством, положенных выплат в 2011 году не увидели. Они получили заключение об инвалидности в органах медико-социальной экспертизы, через свои подразделения направили документы в страховую компанию. Но денег никто не получил.
Проходя службу в МВД ещё совсем недавно за очень и очень небольшую зарплату, сотрудник милиции по крайней мере был уверен — случись что, государство должно помочь. Закон обязывает органы внутренних дел страховать жизнь и здоровье своих сотрудников в обязательном порядке и на немаленькие суммы. Получил травму, ранение, стал инвалидом — положена страховая выплата. Погиб сотрудник на службе, защищая закон и порядок, — деньги выплатят семье. Однако оказалось, что в понятии «обязательное государственное страхование жизни и здоровья» слово «государственное» - фикция.
В 2011 году ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области заключило договор по обязательному страхованию жизни и здоровья своих сотрудников, содержащихся за счёт городского и областного бюджетов, со страховой компанией «РОСТРА». Был проведён открытый конкурс, «Ростра» предложила наименьшую цену и, в соответствии с законом, конкурс выиграла, контракт был заключён. Ну а то, что к тому времени «Ростра» уже хронически не выплачивала положенные деньги своим клиентам, во внимание принято не было. Несмотря на то, что в состав конкурсной комиссии входили представители подразделений по борьбе с экономической преступностью и по борьбе с налоговыми преступлениями, по роду службы обязанные владеть информацией о проблемных компаниях на рынке страховых услуг.
«Ростра», судя по многочисленным сообщениям на профильных форумах, в 2011 году по своим обязательствам уже не платила. Со слов сотрудника страховой компании, отвечавшего за выплаты в Санкт-Петербурге, в первой половине 2011 года выплачивался «в лучшем случае один миллион из десяти», с осени выплаты прекратились совсем. Не стали исключением и сотрудники ОВД. Результат наступил весьма предсказуемый: в ноябре 2011 года действие лицензии СК «РОСТРА» было приостановлено, а затем и прекращено. Суды завалены исками не получивших свои деньги страхователей, уже добывшие исполнительные листы не знают, что с ними делать: денег на счетах страховой нет. В октябре 2011 года решением ФСФР лицензия СК "Ростра" была приостановлена, а 22-го декабря лицензия на осуществление страховой деятельности была отозвана. 17 февраля вопрос о начале процедуры банкротства «Ростра» рассмотрит арбитражный суд Москвы.
- Мы занимаемся этой проблемой, - говорит начальник Правового управления ГУ МВД по Петербургу Александр Мякушкин, - помогаем обратившимся сотрудникам и пенсионерам составить юридически обоснованные исковые заявления к СК «РОСТРА», поддерживаем их требования в судах. В то же время мы не находим правовых оснований для выплаты положенных сумм страхового возмещения непосредственно из бюджета: ГУВД свою предусмотренную законом обязанность по страхованию сотрудников выполнило, страховые взносы в «Ростра» были перечислены своевременно, необходимые документы для застрахованных лиц оформлялись и направлялись в страховую в установленном порядке.
Сообщить число милиционеров и полицейских, которые не получили положенных страховых выплат, Александр Мякушкин затруднился — работа по обобщению информации о подобных требованиях ведется в настоящее время.
По примерным подсчётам, пострадавших сотрудников ОВД — только в Санкт-Петербурге — более сотни, а то и все двести. Судя по тем данным, которые нам согласились предоставить представители органов внутренних дел в других субъектах Федерации, где тоже имели несчастье заключить договор с «Ростра», по стране количество потерявших здоровье милиционеров, оставшихся без компенсации, — более пятисот.
Всего ушло более 47 миллионов рублей государственных денег. В том числе из бюджетов Санкт-Петербурга и Ленинградской области - 21 532 207 рублей 83 копейки.
Обращения оставшихся без денег милицейских инвалидов потоком идут на имя президента, премьер-министра и министра внутренних дел и, совершив бюрократическое путешествие, оседают в Правовом управлении главка. Всё, что могут юристы, они делают. Реально помочь они могут немногим. Сомнений в получении положительного судебного решения и исполнительного листа у застрахованных нет, вот только этот лист никаких денег, как показывает опыт многих клиентов «Ростра», не приносит.
Подполковник милиции в отставке Закир Джабраилов, инвалид 2-й группы, срок выслуги в питерской милиции 40 лет: «Я всю жизнь в милиции прослужил, а теперь нас выкинули как отработанный материал. Никто не отвечает, никому не нужны. Юристы ГУВД мне по-свойски объясняли, что ничего мы со страховой не получим».
- Я писал и президенту, и министру, и в наш главк. Всё, что сделали, - составили мне исковое к «Ростра». Денег у страховой нет, сейчас года два будет идти процедура банкротства, в результате которой денег у нас точно не появится, а потом с кого спрашивать? Не доживу, - говорит майор милиции в отставке Алексей Ершов, инвалид 2-й группы (рак).
- Пытался на приём к начальнику главка попасть, к начальнику тыла — никто не принял. Секретарши, как только слышат про «РОСТРА», начинают вежливо, но настойчиво выпроваживать, - сообщил подполковник милиции в отставке Александр Соловьев, инвалид 2-й группы.
- Я поступал на службу в милицию и, в соответствии с законом, получал гарантии от государства, а не от какой-то «РОСТРА». Я эту компанию знать не знаю, я её не выбирал и договор с ней не заключал. Почему я должен лишаться положенных выплат? Служил я государству, а когда возникла проблема, меня оставили бороться с этой уже полумёртвой страховой. В законе написано: «Обязательное государственное страхование жизни и здоровья», и государство, я считаю, должно свои обязательства выполнить, - говорит подполковник милиции в отставке Александр Сенько, инвалид 2-й группы.
Возможно, причина сложившейся ситуации в некачественно разработанном законе, который не предусмотрел подобную ситуацию, возможно — в нежелании руководителей органов внутренних дел решать эту проблему. Очевидно, что шансов получить причитающиеся выплаты от СК «Ростра» призрачны — по мнению экспертов, ни денег, ни какого-либо значимого имущества у страховой уже нет, а сумма исковых требований космическая.
Сами бывшие полицейские надеются только на решение высших должностных лиц государства, которые, по их мнению, должны сказать своё веское слово. «Какая-то «Ланта-Тур» деньги потеряла, туристы не смогли отдохнуть — тут же команда : «Дать денег!» Мы не на курортах отдыхали, а службу несли и на этой службе здоровье потеряли, а кто-то — и жизнь. Нам кажется, что уж что-что, а свои обязательства государство должно выполнить. Вне зависимости от банкротства какой-то страховой».
В 2011 году страховой компанией «Ростра» заключено 170 государственных контрактов, в том числе 18 госконтрактов с органами внутренних дел.
Свои транспортные средства и гражданскую ответственность в СК «Ростра» застраховали ГУ МВД России по СКФО и ГУ МВД России по Иркутской области.
Жизнь и здоровье своих сотрудников в СК «Ростра» застраховали, в том числе МВД по республике Бурятия, УМВД России по Забайкальскому краю, сообщает «Фонтанка.ру».
Между тем по данным сайта госзакупок, министерство внутренних дел по Бурятии заключало контракт по страхованию жизни и здоровья с компанией «Ростра» в 2010 году на сумму свыше 2,2 миллионов рублей, а в 2011 - с этими же целами на сумму около двух миллионов рублей.
Как стало известно «Байкал-Daily», МВД по Бурятии в середине декабря подало иск в Арбитражный суд Бурятии, где требовало внести изменения в государственный контракт с компанией «Ростра» от 19-го апреля 2011 года. На предварительное судебное заседание ответчик не явился.
В месте, где ранее размещался улан-удэнской филиал компании «Ростра», пояснили, что компания ушла с рынка, сейчас там размещается другой страховщик, не имеющий отношения к «Ростре».
В МВД по Бурятии комментарии пообещали дать в понедельник – и только по письменному запросу.