Речь об этом зашла сегодня на совместном заседании комитетов горсовета во время отчёта и.о. руководителя комитета по управлению имуществом и землепользованию Елены Григер. Та вновь назвала самой острой из всех рабочих проблем именно «самоволки».
Вопрос остаётся на слуху уже долгие годы. Городские и республиканские власти, не стесняясь, говорили о том, что в Улан-Удэ «тащат амбары», а сама столица превратилась в «деревню». При этом проблема самовольных строений – это не только деревянные дома, но и незаконно возводящиеся гаражи, киоски, ограждения и пр. Ощутимых итогов борьбы с ними так и не наблюдается.
Так, в 2012 году в два раза было увеличено число рейдов по обнаружению самовольных строений. Об итогах главы районов постоянно отчитываются на еженедельных совещаниях под руководством первых лиц администрации. За один только прошлый год в ходе рейдов было обнаружено 488 земельных нарушений.
В суд было подано более 200 исков об освобождении земельных участков. Но проблема в том, что большинство решений исполняются крайне медленно. Граждане, чувствуя безнаказанность, продолжают захватывать землю.
Ранее администрация города объявила: бороться с самоволками будем двумя способами. Первый – создание ДНТ и СНТ. В итоге за два года узакониться смогли 23 дачных товарищества, соответственно, город официально выделил им 23 участка.
Второй путь – передача участков в индивидуального порядке. Этим способом воспользовались лишь 86 человек, после чего работа была остановлена по указанию прокуратуры. Ведомство обнаружило неправомерность такого способа борьбы с самоволками.
- Город столкнулся с бесконтрольной массовым захватом земли. Проще захватить, потом построиться, - заявила сегодня Елена Григер.
В итоге сейчас власти могут предложить лишь один путь борьбы с захватчиками: от шагов навстречу город переходит жёстким мерам пресечения.
Подтвердил это и мэр Александр Голков, давший понять, что в отношении самовольщиков будет вестись планомерная борьба. Исходя из слов мэра, граждане наглеют всё больше. «Дошли до того, что на границах территорий у нас стали захватываться земли», - пояснил он. В качестве примера он привёл недавний случай, когда один человек построился на крупном участке территории, пограничной Тарбагатайскому району и Улан-Удэ.
- Эти вопросы надо прекращать, - заявил мэр. – Шалостями занимаются многие. Приходят, поставят, а потом говорят: «Ну и что? Мы здесь живём». Но так не бывает. У нас не Бразилия, не Аргентина, где можно строить картонные домики. Они же просто берут и переносят их с места на место. У нас так не получится, у нас более суровый климат. И мы понимаем людей, даём сроки, но надо соблюдать законы.
Не так давно в Народный Хурал была отправлена законодательная инициатива от улан-удэнских властей. Речь идёт о публикации некоей карты, где самовольные строения будут разделены на зоны. В том числе – те, узаконение которых невозможно. В их числе – к примеру, участки, расположенные в границах шумовых зон аэропортов, санитарно-защитных зон и т.п.
- А есть зоны самовольного строения, которые могут быть узаконены. Здесь компенсационные меры абсолютно чётко предусмотрены. Речь идёт о том, что в Улан-Удэ должны действовать и соблюдаться правила застройки и градостроительные нормы, - подчеркнул Александр Голков.