Заседание правительства Бурятии, начавшееся было спокойно и размеренно, завершилось жёсткой критикой и резкими заявлениями в адрес минстроя. Виной всему послужил отчёт министра Виктора Мариничева о выполнении майского указа президента РФ по обеспечению жильём.
- Я понимаю, что процесс идёт сумбурный, потому что все министерства сейчас стартовали. Не секрет, что и федеральные министерства думали, что указы – так, сами по себе, что рассосётся. А не рассосалось, - заявил Вячеслав Наговицын.
Первое же недовольство у него вызвало то, что минстрой не поставил планомерное решение задач. «Я вам их разделил на конкретные, вот и решайте друг за другом», - напомнил глава.
Одна из самых проблемных – обеспечение жильём многодетных семей. Отчитываясь, министр указал лишь на общее количество нуждающихся семей, а также пожаловался на слабо развитую, а то и полное отсутствие инфраструктуры при выделении земельных участков.
- Посмотрите, сколько у нас ДНТ создано вокруг города? Мы даём деньги, тянем туда инфраструктуру. Посмотрите, там есть семьи с тремя детьми? Нет. Кто-то взял, оформил, но указ президента не выполняем. Так давайте сначала указ выполним, - непрекословным тоном потребовал Вячеслав Наговицын.
- Принимаю, - кивнул министр. Однако глава продолжал:
- Мы сейчас просто неэффективно используем деньги. Мы ухватились и решаем всё. А надо приоритеты какие-то выстроить. Источники финансирования понятные – есть наши деньги, фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса, есть инвестпрограммы у энергетических компаний. Да денег навалом. Только распорядиться ими грамотно вы не можете. Вот в чём беда-то, - заявил глава Бурятии.
Начало обсуждения доклада минстроя было положено жёсткое, министр больше не пытался вступать в диалог без необходимости. Следующие же полчаса он в основном молча, продолжая стоять у микрофона, выслушивал и другие претензии в свой адрес.
А они буквально посыпались.
Так, разнесены были показатели по ликвидации ветхого и аварийного жилья. Подход минстроя был назван главой Бурятии «однотипным». Особое недовольство вызвало отсутствие поставленных целей, а всего лишь констатация цифр – сколько квадратных метров было расселено, сколько необходимо и т.д.
- Такое ощущение, что вы министерство федерального уровня, - заявил он. – Вы на уровне статистов. Ну и ну что, что ФЦП есть, она просуществует до 15-го года, а дальше что? Аварийного и ветхого жилья не будет, что ли? Где система в решении этого вопроса?
Впрочем, частично главу удовлетворил ответ министра о планируемом в этом году создании фонда регионального капитального ремонта.
- Услышал, - отреагировал Вячеслав Наговицын, обещав рассмотреть этот вопрос на одном из заседаний правительства. – Надо, чтобы система работала точно так же, как пенсионная. Но так же нельзя – жилищно-коммунальный комплекс самый запущенный.
Дальнейшее обсуждение коснулось вопроса жилья для БАМовцев. Она стала особенно актуально, особенно в преддверие БАМ-2, для чего минстрою надо поднимать вопрос на федеральном уровне каждый день, заявил глава Бурятии.
- Мы, наверное, тоже будем свои условия выставлять, - пообещал Виктор Мариничев.
Однако вскоре главу Бурятии ожидал неприятный сюрприз – выяснилось, что жители ликвидируемого посёлка Северомуйск не торопятся покидать свои дома. Даже несмотря на то, что получили от властей необходимые сертификаты на жильё.
- Сертификаты получили, но не выехали? – уточнил глава Бурятии.
- Продали, - ответили ему.
- Как продали? – весьма удивился тот.
Выяснилось, что о подобных случаях ему известно не было. Недоумевающе глава поинтересовался, сколько таких случаев. Когда же было доложено, что их не одна сотня, и вовсе опешил.
Между тем главе поясняли схему: живущему в вагончике предоставляется сертификат, на него он покупает квартиру, которую просто либо продаёт, либо отдаёт детям, а сам продолжает жить на прежнем месте.
- Вы эти квартиры тогда отключайте. Что за проблема, я не понимаю, - возмутился Вячеслав Наговицын. – Мы за сертификат купили у него квартиру, она теперь наша. Делайте, что хотите, можете даже бульдозер подогнать.
Ответ же зампреда правительства Николая Зубарева, что проблема связана с недоработками муниципалитетов, главу не устроил. Он поручил решить этот вопрос, обещав в том числе дать деньги на снос прежнего жилья владельцев сертификатов.
- Это зона ответственности министерства. Если это произошло, то министерство будет за это наказано, - резюмировал Вячеслав Наговицын.
Затем ряд замечаний в адрес минстроя внесли контрольный комитет, в частности указавший на недостаточно глубокую проработку вопросов. Не обошлось без критики и от первого зампреда правительства Иннокентия Егорова. Он и предложил не выставлять сегодня минстрою удовлетворительную оценку («слишком большая будет»), а ограничиться «принято к сведению».
Поддержал своего заместителя и глава Бурятии.
- Я тоже не удовлетворён. Вопросов больше, чем ответов. Такое чувство, что министерство считает так: поживём – рассосётся. Но нет, уже созданы различные комиссии на федеральном уровне, уже определилась система отчётности и так далее.
В итоге он призвал минстрой активизировать работу, дабы потом «не остаться в конце», точнее без включения в федеральные программы.
- Ну так вы убеждайте, доказывайте. Кто это будет делать, кроме вас? Если вы считаете, что сейчас самый ответственный момент, к примеру, по дорожным картам, так надо решать их сейчас. А не бросить в приёмную дорожную карту и сказать – всё, я выполнил.
И завершилось заседание обвинением минстроя в том, что он не опускается до конкретного человека. Вячеслав Наговицын даже определение подобрал – «министерство страдает гигантоманией».
- Вы не видите человека за своими цифрами. Вы опуститесь туда, и увидите конкретных людей, с которыми надо вести разговоры. Без слёз по нашим деревням проехать невозможно – половина домов разрушена. Муниципалитет должен объявить их бесхозяйными, затем изъять, рекультивировать и пожалуйста – отдавайте, - подчеркнул глава.
Логичным итогом заседания стало недовольство самим министром.
- Нерешаемых вопросов нет. Любой можно решить. Но для этого нужно, чтобы их решали люди, которые поставлены на руководство. Сегодня этого управления не чувствуется, Виктор Григорьевич, - обратился к нему глава Бурятии. – Всё как-то идёт, плывёт само собой, а вы работаете как статистический орган. Но для этого у меня есть орган статистики, который мне даст всю информацию без вас. Поэтому пересмыслите свою работу.