Недобросовестные заказчики
Как пример, президент Союза строителей Бурятии Наталья Грязнова привела ситуацию вокруг «Бурятмяспрома», который судился с ЗАО «Стальконструкция» из-за договора на 177 миллионов рублей о возведении новых производственных цехов в Улан-Удэ. «Стальконструкция» обратилась в суд, выиграла дело в трех судебных инстанциях и подала исполнительный лист о взыскании долга в 34 миллиона рублей в управление ФССП по Республике Бурятии.
Представитель строителей заявила, что «кинуть», по ее словам, могут везде.
- Сейчас по этому же пути пошел наш УКС, что самое обидное – это когда «кидает» правительство республики. Мы два года назад выполнили огромный комплекс: это вторая и третья очередь больницы им. Семашко, которая и на торги-то выставлялась в три раза меньше, чем должна была быть. Выиграли два суда: здесь, в Чите. Сейчас УКС подал апелляцию в Иркутске и тоже видно, что вмешивается наше правительство, чтобы мы проиграли этот суд. Кассация уже дважды откладывалась, и УКС там выступает с таким напором, что денег в республике нет, в бюджете нет. А люди не получили 19 миллионов зарплаты за два года, мы все это время судимся, - сказала президент Союза строителей.
Бедные дети
Кроме того, по словам Грязновой, у заказчиков сейчас появилась возможность вообще не платить проектировщикам за работу. На них «складывают и сбор исходных данных, и проектные работы, и получение экспертизы», так еще и сроки им ставят минимальные при небольших затратах.
- Цена назначается на торги в 2-3 раза меньше, чем она должна быть. Сроки сокращены до предела, проектировщик в такие рамки загнан, что работать невозможно, - рассказала Наталья Грязнова. - Хотелось бы, чтоб минстрой нашел в себе силы защищать коллег, проектировщиков, строителей перед правительством. В этом плане нужна какая-то помощь.
О подобных проблемах в сфере проектирования говорил и замминистра строительства Сергей Рыбальченко.
- Проблемы в сфере проектирования касаются уровня проработанности решений. Причина кроется в неправильной работе системы госзакупок, которая дает широкие возможности для появления недобросовестных проектных организаций. Появление негосударственных организаций, проводящих экспертизу документации, давших возможность заказчику по собственному выбору направить проектную документацию и результат инженерных изысканий на экспертизу создает условия конкуренции для управления госэкспертизы. В условиях хронического дефицита финансовых ресурсов, сложной экономической ситуации в стране – одна из основных задач строить дешевле, но качественнее.
Дешевле же строят жилье для социально незащищенных слоев населения. Как заметила Наталья Грязнова, в первую очередь страдают переселенцы из ветхого аварийного жилья и дети-сироты. Изначально проектировщику говорят одну цену строительства, на деле затраты оказываются в разы меньше. Вот и приходится в срочном порядке убирать балконы, недоутеплять стены, класть шифер вместо металлочерепицы.
-Мы запроектировали пять домов для детей-сирот, вписались во все показатели, которые предусмотрены в задании на проектирование, то есть 29 тысяч на квадратный метр. В итоге, когда проект выдали, экспертизу прошли, выясняется, что выделяемые деньги – не миллион как в проекте, а 770 тысяч на квартиру. Просят: что-то убирайте! Да убирать уже нечего! Настолько все обрезали. Бедные дети, куда мы их селим! Позор!- заявила президент Союза строителей.
По ее словам, детей отселяют туда, где им не место. Так в 111-113 кварталах планировалось построить высотный комплекс. А вместо этого там появляются трех-четырехэтажки, которые только портят облик города.
- Это должна была быть притягательная для всех точка, а мы туда ставим на бешенный уклон дома детей-сирот. Это вот как в 40 квартале общежитие теплоприбора или ЗММК – натуральный «бомжатник». Вот что будет, если мы с вами все обрежем, на эту сопку ставим бомжатники. Ну, стыдно же, стыдно!- возмутилась Наталья Грязнова.
Как отметила Грязнова, в соседних регионах цена за квадратный метр значительно выше. По ее словам, непонятно, почему минстрой подает такие цифры на федеральный уровень.
Министр: Мы не вмешиваемся
После эмоционального выступления Грязновой, слово взял министр строительства Федор Трифонов. В первую очередь он объяснил ситуацию с недобросовестными заказчиками строительства.
- Вам ли не знать, что правительство не имеет право вмешиваться в эти разбирательства. Я видел ваши письма, мы и с «Бурятмясопромом» этот вопрос обсуждали. Но вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов мы не можем. Тем более это сейчас в плоскости судебных процессов. Это цивилизованный момент, докажете – какой вопрос может быть, - сказал министр.
Что касается жилья сиротам, то здесь, как отметил Федор Трифонов, проблема в земельных участках. На данный момент свободной земли в городе нет.
- Я имею ввиду таких, чтобы были обеспечены инженерной инфраструктурой или еще чем. Все в отдаленных места. Мы выезжали с администрацией города, с проектировщиками на место, в частности в 111 квартал. Да, были вопросы лично у меня, что это не совсем благополучный участок, высоко, то есть затраты, планировка, и тем более инженерная инфраструктура. Но решение город принял, доказал, что именно здесь нужно построить, - сказал Трифонов.
Прокомментировал министр и ситуацию с «обрезанием» частей дома, которые приводят к удорожанию.
- У нас установлен норматив – не менее 24 квадратных метров по цене за квадрат, которую утверждает минстрой России – 700 с лишним тысяч за эти 24 квадрата. А так как строится многоквартирный дом, там есть нежилые помещения. Все идет к удорожанию. Тут вопрос какой, конечно, мы хотели минимизировать затраты, не говорим о том, что какие-то лестницы не надо восстанавливать, но убрать то, что ведет к удорожанию, например балконы, остекление балконов. Хотя может балконы и нужны. Но мы же отталкиваемся от тех средств, которые есть, - рассказал Федор Трифонов.
Единственный выход, по мнению министра – если городские власти возьмут часть затрат на себя. Тогда можно будет сохранить изначальную планировку. Однако в условиях оптимизации городского бюджета, такое вряд ли возможно.
Мария Токмакова, «Байкал-Daily»