Накануне в Верховном суде Бурятии рассматривалось дело по иску экс-кандидата в депутаты Алексея Тиваненко о нарушении избирательных прав на 6-м «голковском» округе во время выборов в горсовет Улан-Удэ 14 сентября 2014 года.
Напомним, накануне выборов в горсовет скончался кандидат в депутаты Александр Толстоухов, которого многие считали основным конкурентом ныне действующего мэра (тогда кандидата в депутаты) Александра Голкова.
Как выяснилось на суде, о смерти кандидата Толстоухова в избирком сообщили ещё накануне вечером, однако документа по правильной форме не предоставили. В связи с рукописным сообщением о смерти, поступившего в избирком от следователя, на участках начали вычёркивать фамилию кандидата из бюллетеней для голосования. Однако, через пять минут поступила команда из окружной комиссии, что, пока нет официальных свидетельств смерти, вычёркивать кандидата не правомерно. В итоге жители округа продолжали голосовать за покойника до послеобеденного времени.
Сразу же после объявления итогов выборов некоторые граждане и двое кандидатов по округу (Гунтупов и Тиваненко) заявили о своём несогласии с ходом и результатами выборов и о решении эти итоги обжаловать.
Напомним, процессы в районом суде прошли осенью прошлого года. В ходе судебного следствия заявители представили суду доказательства множества нарушений. Однако представители избиркома ссылались на технические ошибки. 5 ноября «встала на сторону заявителя» даже представитель прокуратуры, поддержав ряд ходатайств об истребовании доказательств. И всё же, 14 ноября, после шестичасового заседания, Железнодорожный районный суд принял решение в удовлетворении иска Тиваненко отказать.
Сегодня Верховный суд Бурятии рассматривал в апелляционной инстанции решение по иску Тиваненко.
Как и следовало ожидать, главным выступлением процесса стала речь представителя экс-кандидата в депутаты Михаила Далбаева. Он обратил внимание президиума верховных судей на то, что больше двух тысяч бюллетеней на избирательном округе №6 «просто растворились в воздухе». Как пояснил представитель Алексея Тиваненко, Михаил Далбаев, окружная комиссия выдала на участки только 70% бюллетеней. Судьба остальных бюллетеней не известна.
- Две тысячи двести голосов кому-нибудь приплюсуйте, и Голков будет не вторым даже, а последним! – возмущался юрист. - При таких обстоятельствах установить волеизъявление избирателей не представляется возможным.
- Территориальная комиссия выдала участковым комиссиям примерно по 70% бюллетеней от общего числа избирателей, опираясь на традиционно невысокую явку, - парировали представители избиркома.
Однако Михаил Далбаев настаивает, что никаких документов, позволяющих установить судьбу оставшихся в ТИКе бюллетеней, не представлено, несмотря на заявленные в суде ходатайства. О погашении данных бюллетеней никаких документов нет.
- После окончания голосования эти бюллетени «гасят», отрезая левый нижний угол. Но акт гашения бюллетеней избирком не предоставил, также и не отразил сам факт гашения в сводной таблице, отметил Михаила Далбаев.
- Этого факта нет в сводной таблице! Почему это в сводной таблице не отражено. Акта гашения нет. И они их не погашали, – решительно заключил представитель истца.
Кроме того, представитель несостоявшегося депутата Тиваненко поставил перед судом вопрос о выпуске уже в ходе голосования нового тиража бюллетеней.
Как пояснил юрист, в связи с отказом в регистрации кандидатов в депутаты Гунтупова и Толстоухова, «первые» бюллетени были распечатаны без их фамилий. Однако то ли 7 то ли 8 сентября (более точную дату участники процесса назвать затруднились), данные кандидаты через суд отстояли своё право на участие в выборах.
Не придумав другого способа включить новых кандидатов в бюллетени для голосования, избирком 9 сентября заказал новый тираж бюллетеней в типографию. Именно по этим бюллетеням и голосовало подавляющее большинство избирателей, явившихся на избирательные участки 14 сентября.
- Утверждение бюллетеней менее чем за 20 дней до голосования незаконно, – взывал к суду Михаил Далбаев.
Представитель ссылался на норму закона, которая требует соблюдать двадцатидневный срок с момента утверждения формы бюллетеня до проведения голосования. Данное требование закона было нарушено избиркомом.
Как парировала юрист избиркома, данная проблема вызвана пробелом в новом законодательстве, вступившем в действие летом 2014 года.
- Для назначения новой даты голосования у нас оснований не было, заметила она. – Это недоработка нового закона. И включить фамилии кандидатов в первый бюллетень мы тоже не могли – форма по закону делается так, чтобы на бюллетене не было свободного места.
Ещё один спор о форме бюллетеня, проигнорированный судом первой инстанции, сегодня получил новое развитие. Представители избиркома предложили суду «на обозрение» «проект бюллетеня» по шестому округу.
- Сторона Тиваненко требовала в суде предоставить экземпляр бюллетеня, чтобы оценить его степени защиты. Однако суд требование не удовлетворил, – возмутился представитель экс-депутата.
Определить, был ли документ защищён от подделки, по представленному проекту было довольно сложно. К тому же, суд услышал доводы представителя заявителя. Михаил Далбаев настоял, что суд не может принять документ, не представленный в первой инстанции. Он потребовал отменить решение суда первой инстанции и отправить дело на пересмотр.
Председатель ТИК Марина Андронова сообщила суду, что бюллетени, оставшиеся в ТИК после передачи 70% бюллетеней на участки, были погашены. Она предъявила суду для приобщения к делу акт о гашении избирательных бюллетеней в количестве 2248 бюллетеней. Также она представила суду проект бюллетеней, выпущенных вторым тиражом.
Михаил Далбаев заявил, что данные документы не могут быть приобщены к делу.
- Они имели этот пакет и не предоставляли его, сейчас они не могут, - сказал он.
На вопрос суда, почему документы не были представлены в первой инстанции, представитель избиркома ответить затруднилась.
- Я сейчас просто не могу пояснить, - ответила юрист.
Однако требование об отмене решения и направлении дела на новое рассмотрение суд не удовлетворил. Более того, судья предложила каждой стороне «если что-то есть, держать документы при себе».
На это представитель Далбаев заявил молниеносное возражение.
- Не надо подсказывать той стороне, как вести дело, – потребовал от суда юрист.
- Сегодняшние действия суда означают, что предыдущее решение суда подлежит отмене безусловно. Суд затребовал материалы по Гунтупову и Толстоухову. Чтобы собирать дополнительные доказательства, суд должен отменить решение суда и начать рассматривать дело по существу. Пока суд имеет право опираться только на те документы, что есть в материалах дела, - пояснил «Байкал-Daily» Михаил Далбаев. - Если возникла необходимость, решение суда отменяют, и направляется дело на новое рассмотрение.
В итоге, суд объявил перерыв в заседании до 5 марта. До этого времени избирком должен предоставить документы, с какой даты имена Гунтупова и Толстоухова были внесены в бюллетени. Также, возможно, суд затребует из материалов уголовного дела оригинал справки, поступившей утром 14 сентября в избирком.