В 2004 году при регистрации транспортного средства владельцу подержанного автомобиля «Тойота-Лэнд Крузер 100» в управлении ГИБДД МВД по Бурятии были выданы номера и свидетельство о госрегистрации.
В 2007 году владелец автомобиля узнал, что его машина занесена в «чёрный список», снята с регистрации и пользоваться ею с этого дня нельзя. В результате неоднократных обращений в органы ГИБДД стало известно, что машина снята с регистрации в связи с тем, что ПТС, переданный покупателю продавцом, оказался поддельным. Кроме того, японская машина, произведённая в 2000 модельном году для европейских стран, была не растаможена. Это выяснилось только в 2005 году, по данному факту было возбуждено уголовное дело, которое ничем не завершилось. Заявления в ГИБДД с требованием зарегистрировать автомобиль так ни к чему и не привели.
О том, что он такой не один, владелец «крузера» Леонид Калина-Деревицкий выяснил, когда занялся этим вопросом вплотную. Жители России предпринимали разные способы разрешить проблему. Кто-то платил немалый таможенный сбор, кто-то по дешёвке продавал машину на запчасти.
Аналогичные случаи рассматривались и в Конституционном суде РФ, который постановил, что сам по себе факт неуплаты таможенных платежей фирмой или продавцом, равно как и факт подделки ПТС, не может быть препятствием для добросовестного приобретателя во владении, пользовании и распоряжении его автомобилем. Законодательство разрешает восстановление регистрации в подобных случаях. Более того, запрет для честных покупателей регистрировать авто является незаконным.
Владелец «Тойоты Лэнд Крузер 100» Леонид Калина-Деревицкий отправился в Железнодорожный районный суд. Он дважды выносил решение обязать управление ГИБДД МВД по Бурятии восстановить регистрацию. И дважды Верховный суд Бурятии отменял это решение за различными причинами.
Так, в третий раз суд отказал истцу на том основании, что машина таможню не прошла, все проведённые экспертизы на предмет безопасности транспортного средства несостоятельны, а все доводы Конституционного суда РФ в данном случае во внимание приняты быть не могут.
Сам владелец автомобиля Леонид Калина-Деревицкий эту ситуацию называет абсурдом. По его словам, на момент покупки «Лэнд Крузер» успешно прошёл проверку при регистрации.
- В 2012 году центральное информационно-техническое таможенное управление сообщило, что сведения о моей машине в базе данных отсутствуют. Спрашивается, кто дал ложную информацию в ответ на запрос, почему этого сотрудника ГАИ не установили и не привлекли к ответственности, - говорит Леонид Калина-Деревицкий.
Также он подчёркивает, что узнал о возбуждении уголовного дела по факту подделки ПТС машины слишком поздно. Сегодня оно уже в архивах полиции не значится, акты о его списании и уничтожении не сохранились.
- Кто-то выслал на запрос ложный ответ, кто-то где-то взял ПТС, отпечатанный на Гознаке, вписал в него ложные цифры и зарегистрировал. В 2005 году в Бурятии было похищено шесть тысяч ПТС, по данному факту было возбуждено два уголовных дела, которые в прошлом году благополучно закрыли за неустановлением лиц, совершивших преступления. Где эти ПТС, в какие регионы они ушли и какие машины были с помощью них зарегистрированы? Никто нам до сих пор на эту тему ничего не сообщил, - говорит автовладелец.
В связи с отсутствием регистрации улан-удэнец уже пять лет не может пользоваться своей машиной, а также продать её.
- Всё упирается в суд, но суды не желают признать мое право добросовестного приобретателя на пользование машиной, - говорит улан-удэнец.
- Регистрация его автомобиля, как имеющего криминальное происхождение, аннулирована на основании действовавшего на тот момент приказа МВД РФ №59 «О порядке регистрации транспортных средств». Уголовное дело по факту подделки ПТС на эту машину приостановлено по причине неустановления виновных. Нормативные акты указывают, что зарегистрировать транспортное средство в иных случаях возможно только по решению суда. Будет такое решение суда, мы его исполним. Насколько мне известно, в Бурятии таких решений — обязать ГИБДД зарегистрировать автомашину, имеющую аналогичную историю, — пока не было, - цитирует старшего госинспектора безопасности дорожного движения управления ГИБДД МВД по Бурятии Александра Гребенщикова «МК в Бурятии».