В 1937 году габжа Анинского дацана Зунды-лама вынес этот атрибут из дацана и обратился к своему племяннику, могсохонцу Дагба-Доржо Цыренжапову с просьбой передать яшиль в дацан в «хорошие для буддийской веры времена».
В советское время, когда за религиозные убеждения людей преследовали, выполнить эту просьбу не удавалось. Лишь спустя десятилетия наказ своего деда выполнил его внук Радна.
Шэрээтэ Анинского дацана Еши Легцог-лама поблагодарил гостей за возвращение реликвии. Она и сегодня, спустя десятилетия, может служить в совершении буддийских обрядов.
Священнослужители продолжают вести активный поиск документов, предметов религиозного культа на территории республики и за ее пределами. Так, дацану были переданы толи (ритуальное зеркало) Цогчен-дугана, монашеская одежда лам Анинского дацана.
Часть религиозных ритуальных ценностей находится в Санкт-Петербурге, куда они были вывезены во времена гонений на буддийскую церковь. И, конечно же, реликвии дацанов Бурятии можно найти в Улан-Удэ. Именно туда свозились в годы массовых репрессий против духовенства многие письменные источники, предметы религиозного культа, сообщает пресс-служба администрации Хоринского района.