- Нет худа без добра. Эта «война» позволила сделать значительный шаг в ремонте теплосетей и, как ни парадоксально, ТЭЦ-1, - заявил Вячеслав Наговицын.
По его словам, основной движущей силой ремонтный кампаний стал страх невыполнения обязательств в условиях конкурентной борьбы, обострённый к тому же нежеланием потерять контроль над платежами горожан.
- Несмотря на то, что им не платили деньги, «Тепловая компания» взяла кредиты и свою ремонтную программу завершила. То же самое сделала и ТГК-14 с ТЭЦ-1. У них был другой страх: если они не будут выполнять программу, то город у них заберёт статус единственного поставщика тепла и передаст его «Тепловой компании». В этом случае «Тепловая компания» стала бы собирать деньги с населения, - сообщил Вячеслав Наговицын.
Действительно, в июле ТГК-14 заявила о дополнительном выделении 90 миллионов рублей к запланированным на ремонт 210 миллионам рублей. «Тепловая компания», придя в Улан-Удэ, также заявляла, что увеличит финансирование ремонта теплосетей на 20 миллионов от ранее предложенной суммы.
Также президент Бурятии подчеркнул, что в конфликте двух компаний немалую роль сыграла мэрия Улан-Удэ. По словам Вячеслава Наговицына, даже в правительстве России был поднят вопрос о степени необходимого вмешательства республиканских властей в конфликт.
- Когда мы рассматривали этот вопрос у зампреда правительства России Игоря Сечина, мне прямо сказали: «Как вы вообще допустили такое?», - отметил Вячеслав Наговицын, добавив, что основой конфликта стал 94-й федеральный закон о госзакупках.
- Во всех регионах, где появляются посредники между поставщиком тепла и конечным потребителям, возникают проблемы. Этот конфликт будет продолжаться до тех пор, пока будет эта цепочка с посредниками. Кто производит, должен продавать – тогда эта конфликтная ситуация исчезает, - подчеркнул Вячеслав Наговицын.
По его словам, есть лишь два способа решения. Первый – это заключение договора о поставке тепловой энергии. Второй – мировое соглашение, согласно которому «Тепловая компания» уходит с этого рынка. Именно этого добивается ТГК-14, подав иск в Арбитражный суд о признании незаконности самого конкурса аренды теплосетей, после которого «Тепловая компания» пришла в город. При этом президент Бурятии отметил, что переговоры по второму сценарию развития событий проводились.
Также президент Бурятии сообщил о способах модернизации ТЭЦ-1. Одним из них является закладывание затрат в тариф. Впрочем, этот способ является сегодня невозможным из-за решения правительства России об ограничении роста тарифа.
Вторым способом технического обновления станции является включение RAB–регулирования.
Напомним, RAB — система долгосрочного тарифообразования, основной целью которой является привлечение инвестиций в расширение и модернизацию инфраструктуры.
Отличие этой схемы расчёта тарифов от ежегодной индексации только в том, что подписывается пятилетнее соглашение, в котором республика и электросетевая организация берут обязательства друг перед другом. Энергетики обещают за один первый год вложить все инвестиции, которые будут предусмотрены в пятилетнем тарифе, что позволяет за счёт повышения эффективности сети и снижения потерь уменьшить тариф. Затем инвестиционная составляющая «размазывается» на 35 лет.
- У нас уже разработана программа, которая состоит из трёх частей. Первая – это энергоэффективность, то есть мы должны снизить непроизводственные расходы. Вторая часть связана с повышением выработки тепла и его продажи, а для этого нужно подключить новых потребителей. Мощности для этого есть. И третья составляющая программы – повышение надёжности.