В черном списке авторов обращения оказались Татарстан, Башкортостан, Бурятия и Республика Коми. Детям в этих республиках, уверяют подписавшиеся, не дают возможности изучать русский язык полноценно в школах, как это делают в других регионах страны.
Текст открытого письма президенту Владимиру Путину, премьер-министру Дмитрию Медведеву, председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко и др. крупным персонам опубликовал «МК Поволжье».
Авторы письма пишут, что «испытывают глубокое беспокойство и печаль по сохранению целостности России и её фундаментальных ценностей» в связи с «бедственным положением русского языка и русской литературы в школьном образовании национальных республик нашей страны».
«Вынуждены констатировать факт, что, несмотря на запись в нашей Конституции, русские и русскоязычные дети, живущие в национальных республиках, лишены существенных прав и свобод, которыми имеют счастье пользоваться такие же русские и русскоязычные дети, не проживающие в национальных республиках России», - заявляют авторы обращения.
В обращении приводится наглядный пример:
«Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые государственные мужи, политики, законодатели!
Как вы думаете, чем отличается ученик третьего класса села Покровка Спасского района Татарстана от ученика третьего же класса села Покровка Борского района Самарской области?
Тем, что учащийся села Покровка в Татарстане не имеет права обучаться в своей русскоязычной школе по учебному плану для школ с русским родным языком обучения. Здесь русский и литература изучается лишь 5 часов в неделю, а не 9, как в Самарской области. И он не может отказаться от изучения татарского языка, который ему никогда не пригодится и всё «изученное» на этих уроках вскоре забудется за ненадобностью, не говоря об отсутствии желания и мотивации изучать татарский язык, о не раз пережитых негативных чувствах по этому поводу.
А вот ученик 3 класса села Покровка Самарской области может изучать русский язык в полном объеме, и никто никогда не заставит его изучать ни один иной национальный язык, пока он сам или его родители этого не захотят», - делают вывод авторы.
В обращении говорится:
«…А кто спросил об этой печали у миллионов русских и русскоязычных школьников национальных республик России и их родителей? Кто прочёл и услышал этот плач, в том числе, в Интернете (ведь на официальные письма не реагируют, отправляя их для разбирательства обратно в регионы)? Кто сделал вывод об эскалации межнациональной напряженности, созданной буквально на пустом месте непродуманными законами, принятыми однобоко представленными региональными депутатскими корпусами без согласования с народом? Пока – никто.
И дело – не только в том, что в творческих союзах писателей национальных республик русские секции представлены убогим числом литераторов, которые должны были бы воспевать родной край не только для «титульных», но и для русских, русскоязычных, даже в республиках с русским большинством…
… И нам не нужна принудительная «мова» в родной России, что по сути привело к тысячам смертей сегодня в братской Украине.
Национальная политика нашего государства должна быть такой, чтобы каждый человек, независимо от места проживания, чувствовал себя полноценным гражданином единой великой страны, а не «потомком колонизаторов», кем в ряде регионов нас пытаются представить деструктивные силы, оказавшиеся в местной власти, противопоставляя «коренному народу». Ведь по Конституции и по Правде – все мы равны.
Россию с русским языком – языком матери для девяноста пяти из ста её граждан, и абсолютно для всех – языком Родины – нам передали в наследство наши предки, столетиями хранившие мир между всеми её народами. И мы, всей душой желая сберечь каждому, даже самому малочисленному народу России, его культуру и язык, хотим, чтобы это же было позволено нашим детям».
Под письмом подписались десятки общественных деятелей, в том числе и представитель Бурятии. Свою подпись поставил председатель РОО «Учителя Бурятии» Геннадий Федик, известный своим противостоянием с минобразом республики четырёхлетней давности в связи с учительскими выплатами.
Впрочем, жителей Бурятии включение республики в число регионов с «принудительным изучением» национального бурятского языка и преобладанием его над русским, скорее, введёт в недоумение. Ведь как раз в Бурятии, в отличие от других национальных республик, ситуация с национальным языком весьма тяжела. А более года назад был принят закон, согласно которому изучение бурятского языка в школах является делом исключительно добровольным.
Этот закон вызвал взрыв общественного возмущения, не раз звучали заявления об угрозе исчезновения бурятского языка.