Малый бизнес Бурятии - это 35 тысяч предпринимателей и предприятий, которые преимущественно работают в трёх сферах: торговля, бытовые услуги и общепит. О состоянии отрасли к концу 2015 года и о перспективах на год грядущий в интервью «Байкал-Daily» рассказал заместитель министра промышленности и торговли Бурятии Алексей Оловянников.
- Алексей Антонович, самым популярным словом года было, пожалуй, слово «санкции». Как в целом прошёл этот год для отрасли?
- Из того, что нам удалось пережить, это в первую очередь ничем не обоснованный, спекулятивный рост цен в конце 2014 и начале 2015 года. Цены на товары, на которые было введено продуктовое эмбарго, росли скачками. Но в течение года ситуация выправилась. Несмотря на ажиотажный спрос, нам удалось сохранить товары на полках магазинов. Наши торговые сети выдержали.
В итоге, оборот в торговле за год вырос почти на 6 процентов и составит 147,1 миллиард рублей. Идёт рост налоговых поступлений. В общей сложности мы ожидаем от отрасли, включая общепит, не менее трёх миллиардов рублей налогов, это рост на 18 процентов.
- На предприятиях общественного питания рост цен на продовольствие отразился больше всех. Как сейчас обстоят дела в общепите?
- Ситуация достаточно сложная. Из-за роста цен на продовольствие, цены поднялись и в общепите. Но на фоне снижения покупательской способности, оборот общественного питания снижался. Стараясь сохранить «средний чек» на обед, люди стали реже обедать в точках общественного питания, кто-то перешёл на сегмент «эконом», приобретая готовую еду в магазине, в киоске фаст-фуда, а не в кафе. Сократились и посещения более дорогих заведений. При этом сейчас количество заведений общественного питания в республике остаётся на уровне прошлого года. Предприятия пока находят ресурс для экономии. Мы надеемся, что новогодние праздники позволят выйти по обороту на уровень прошлого года.
- Как всё это отразилось на бытовых услугах? Их доходы, наверное, упали ещё больше?
- Только частично. С одной стороны, люди экономят на бытовых услугах и, скажем, лишний раз отказываются платить за те компетенции, которые могут выполнить сами. Можно сэкономить, например на услугах химчистки, или реже посещать парикмахерскую и салон красоты. С другой стороны, идёт частичный рост: по ремонту и обслуживанию автомобилей, по ремонту бытовой техники. Люди стали экономить на приобретении новой техники, и это дало рост обслуживающей отрасли. В целом по бытовым услугам за год снижения не будет.
- В торговле алкоголем уже несколько лет ужесточаются требования. Контроль за лицензированием этого рынка осуществляет также минпромторг. Насколько изменился этот рынок в Бурятии за 2015 год?
- В Бурятии снижается объём розничной продажи алкоголя. Потребление алкоголя (не считая пива) за год упало на 10-20 процентов почти во всех районах. Это ежегодное падение, не связанное с кризисом. Скорее, это объясняется теми мерами, которые предпринимает Правительство по снижению масштабов злоупотребления алкоголем. По году мы выйдем в среднем на 12-13 процентное падение розничной продажи алкоголя.
Что касается соблюдения законодательства в области оборота алкоголя. Регулярно осуществляется контроль. За 11 месяцев в Бурятии собрано 1,8 миллиона рублей штрафов за нарушение требований закона. Самые «популярные» из них – это торговля нелегальной алкогольной продукцией, торговля алкоголем в ночное время, нарушение подачи отчетности.
- И с нового года требования в этой сфере ещё ужесточатся?
- Да, с нового года в России вводятся новые требования, которые ужесточат оборот алкоголя. С 1 января вводится ЕГАИС – единая государственная автоматизированная система учёта алкогольной продукции. По ней все розничные точки, торгующие алкогольными напитками, должны будут подтверждать закупку данной продукции у оптовиков.
Реализацию они пока не показывают. Но уже с 1 июля каждый факт продажи будет фиксироваться в системе: когда алкоголь проходит через штрих-сканер, затем через кассу, Росалкогольрегулирования будет в режиме реального времени видеть, что в Улан-Удэ в магазине таком-то продана такая-то бутылка. Если она не прошла систему ЕГАИС, то есть не официально продана, то кассовый аппарат просто не выдаст кассовый чек. Если чек покупателю выдали – значит, информация точно прошла и бутылка точно легальная.
Это правило с 1 июля 2016 года распространяется на все торговые предприятия (кроме общепита), реализующие алкоголь в городских поселениях, с 1 июля 2017 года на магазины в сельских поселениях республики. Это позволит привести рынок алкоголя на более цивилизованный уровень, установив контроль за продажами, чтобы не допускать контрафактной торговли. И, естественно, поможет контролировать торговлю алкоголем в ночное время.
В связи с принимаемыми мерами количество организаций, имеющих лицензии на торговлю алкогольной продукцией, уменьшается, но незначительно. На сегодня в Бурятии выдано порядка 1100 лицензий, действующих на больше, чем 2 тысячи объектов торговли и общепита. Всё идёт к тому, что число магазинов, торгующих алкоголем, будет уменьшаться.
- Наступающий 2016 год будет и для бизнеса, и для жителей республики тяжёлым, из этого никто не делает секрета. В министерстве ожидают роста цен? На что в первую очередь?
- Рост цен, конечно, будет. Чтобы контролировать его в рамках допустимого для социально-незащищённых слоёв населения, получающих государственные субсидии, мы продолжим мониторинг роста цен на основные товары. Он проводится в 160 магазинах республики, работающих в разных районах. Постоянно отслеживаются изменения цен на 40 основных наименований товаров, входящих в стандартную потребительскую корзину.
Когда цены начинают расти, мы переходим на ежедневный мониторинг. На ноябрь месяц по разным товарам есть и рост и снижение. По части наименований сейчас идёт снижение, по остальным не значительный рост. Одновременно с мониторингом, мы способствуем созданию сети социальных магазинов, сегодня их в Бурятии уже 66.
Пока уровень инфляции у нас невысокий - 109,8 процентов к началу декабря. Это один из самых низких процентов в Сибирском федеральном округе. В Иркутской области инфляция 110,9 процентов, в Забайкалье - 113, по СФО в целом 112,1 процент. Однако его причина не в том, что у нас всё отлично, скорее это объясняется тем, что упала покупательская способность населения. Если цены поднимать, продажи снизятся, в этом торговые сети не заинтересованы. Поэтому, у нас есть все шансы сохранить невысокую инфляцию. Для контроля за этим процессом при Правительстве Бурятии создан оперативный штаб, но надеюсь, что принимать экстренные меры ему не придётся.
- Торговле грозит упадок? Прошлой зимой мы уже прошли первую волну «снятых вывесок».
- Будет сложно, но открытие торговых мест, тем не менее, продолжится. Поскольку у республики есть заделы. Несколько торговых объектов сейчас уже в стадии завершения строительства. Это «Арун» на Балтахинова, «Икат» строит продовольственные торговые сети, есть площадки у «Титана» и «Абсолюта».
Упадут доходы торговых предприятий, обострится конкуренция, снизится маржа, бизнес будет диверсифицироваться для снижения рисков и накладных расходов. Кто-то станет сильнее, кто-то уйдёт с рынка. Одновременно, опять же, снизится и порог входа в отрасль. Стоимость аренды торгового места станет ниже. Но это произойдёт почти во всех секторах экономики.
- Вы сказали о конкуренции. В этом году довольно много было слухов о вхождении в Бурятию федеральных торговых сетей. На министерство не выходили с такими предложениями?
- Было обращение торговой сети «Метро» о выделении площадок под строительство торгового центра. Возможно, они решат зайти. Но эта сеть не является в прямом смысле слова конкурентам нашим продовольственным сетям, поскольку работает именно с мелким оптом. Также возможно, по франчайзингу продолжится развитие федеральных торговых сетей и точек быстрого питания.
Если говорить об изменениях, в 2016 году, скорее всего, будут приняты изменения в Закон о торговле. В Законе будет кардинально упрощена возможность для предпринимателей организовать объект нестационарной торговли. В том числе, развозной, разъездной. Для производителей это будет хорошая возможность реализовывать свои товары, при этом оставаясь в рамках закона.
Для поддержания продукции местных товаропроизводителей правительство стимулирует открытие производителями магазинов фирменной торговли, продвигает бренд «Сделано в Бурятии». Есть также ряд инструментов господдержки, которой могут воспользоваться практически все предприниматели республики. Средства для этого есть. Думаю, для наших предпринимателей год будет сложным, но не критическим.