В мае 2015 года «ЛПК Байкал-Нордик» был признан банкротом по иску налоговых органов. На предприятии на три месяца была введена процедура наблюдения. Основным и единственным на тот момент кредитором лесопромышленного комплекса была налоговая служба с суммой требований около 3,5 миллионов.
В итоге 7 мая суд признал просрочившего должника банкротом.
Следующим кредитором, заявившим свои требования, стало республиканское министерство имущества и земельных отношений. На сегодня несостоявшийся гигант-лесопереработчик имеет 8 миллионов рублей долгов перед бюджетами разных уровней, а имущество предприятия оценено на первом заседании в несколько десятков тысяч рублей.
Заседания по делу о банкротстве продолжаются.
Напомним, пять лет назад компания «Байкал-Нордик» была первым резидентом «зоны экономического благоприятствования» Улан-Удэ со своим инвестиционным проектом по комплексной переработке древесины.
Финансировать строительство завода общей стоимостью 51 миллион евро, как ожидалось, будет консорциум компаний, возглавляемый компанией UniGlobe Capital Trust Inc.
- Проект очень интересный. Он позволяет только на первом этапе трудоустроить порядка пятисот человек. Строительство объекта предполагается начать в 2011 году, а его запуск - по истечению трех-четырех лет, - комментировал в октябре 2010 года руководитель республиканского агентства по развитию промышленности, предпринимательства и инновационных технологий (сейчас уже бывший министр промышленности) Александр Гребенщиков.
Сообщалось, что компанией «Байкал-Нордик» были заключены договора аренды лесных ресурсов.
В декабре 2011 года, стало известно, что начато строительство завода на 4-ом километре Спиртзаводской трассы Улан-Удэ. Этот проект входит в перечень приоритетных проектов России в области освоения лесов и начато его строительство.
В марте 2012 года на одном из совещаний у мэра города руководство компании озвучило успехи и проблемы завода. В частности, стало известно, что инвестор купил завод, затратив на него около 25 миллионов евро. Завод планировалось перевезти в Бурятию и смонтировать к ноябрю.
Впрочем, тогда же прозвучала претензия руководства «ЛПК Байкал-Нордик» к агентству лесного хозяйства и министерству экономики Бурятии. Дело в том, что агентство подало на компанию 23 иска, посчитав, что компания не выполняет условия инвестиционного проекта.
В «Байкал-Нордике» это наоборот посчитали за административное давление на инвестпроект и отсутствие поддержки местных властей. «Нас просто выдавливают из лесного бизнеса», - комментировали ситуацию в «Байкал-Нордике». Кроме того, по словам директора «Байкал-Нордик», агентство лесного хозяйства не заключило с компанией договоры на обещанные 500 тысяч кубометров леса, обещанные федеральным министерством, ограничившись 345 тысячами. Это ставило под сомнение выполнение бизнес-плана. На этом основании иностранный инвестор не доверял местным властям.
По мнению руководства «Байкал Нордик», с которым удалось связаться «Байкал-Daily», предприятие закрылось не только по объективным причинам, но и по субъективным. Одна из причин провала – своеобразное отношение городских и республиканских властей к инвестпроекту.
Например, важной причиной провала руководство «Байкал-Нордика» считает проигнорированные многочисленные гарантийные письма от иностранных инвесторов, в ответ на которые реального содействия со стороны правительства так и не было предоставлено. В банкротном ЛПК это связывают с конкуренцией за лесной фонд Бурятии, пригодный для бизнеса, а также лоббизм в кабинетах власти других компаний.
Эксперты отмечают недостаток лоббистских усилий в правительстве Бурятии. Если вспомнить историю, одним из начинателей обанкротившегося проекта был предыдущий спикер Народного Хурала Александр Лубсанов. Но после его ухода в республиканской власти так и не нашлось специалистов, способных качественно защищать и продвигать проект.
Елена Буерачная, «Байкал-Daily»