Проблемы на заводе Улан-Удэстальмост, который с недавнего времени значится в числе стратегических российских предприятий, появились уже давно. Как комментировал директор предприятия Анатолий Суслов, проблемы были вызваны невыплатами заказчиков и дальнейшим «непопаданием» завода в исполнители федеральных строительных заказов.
Сначала сообщалось о задержке зарплат, затем пошли просрочки по другим обязательствам, в итоге, кредиторы «Стальмоста» стали требовать возврата выданных кредитов.
На фоне миллиардного иска от основного кредитора, «Байкал-Daily» приводит хронологию событий, происходивших с заводом за последние полгода и освещавшихся в СМИ.
В конце 2014 года задолженность стального гиганта перед работниками превышала 26 миллионов рублей. По фактам невыплаты зарплат на предприятие заходили проверки прокуратуры и трудовой инспекции. В итоге, более 16 миллионов из суммы задолженности перед работниками были погашены.
Чуть ранее, в октябре 2014 года, с предприятия пытается взыскать долг свыше 13,4 миллиона челябинский контрагент. Однако в процессе суда он сходит с дистанции, уступив права требования некому ООО «Истра-МК». Выиграв 13-миллионный иск, «Истра-МК» через месяц заявляет в Арбитражный суд иск о банкротстве Улан-Удэстальмост.
Иск о банкротстве заявлен 31 марта 2015 года. Несмотря на широкое освещение в СМИ, других кредиторов в очереди на имущество предприятия долгое время не появляется.
19 мая появляется информация о том, что ОАО «ПО «Иркутский завод тяжелого машиностроения» (ИЗТМ) и ЗАО «Улан-Удэстальмост» «договорились о совместном ведении бизнеса», «чтобы сохранить один из флагманов промышленности Бурятии»
На этот момент просроченная кредиторская задолженность улан-удэнского предприятия составляет около 1,8 млрд рублей, в том числе 1,3 млрд рублей – задолженность перед банками. Стоимость активов предприятия составляет 2,5 миллиарда рублей.
В тот же день, 19 мая, в Арбитражный суд Бурятии поступает иск от Сбербанка России о взыскании с «Улан-Удэстальмост» 1,1 миллиарда рублей, расторжении кредитного договора, а также обращении взыскания на заложенное имущество. Но данный иск остается для прессы и общественности незамеченным.
Спустя день иркутский завод ИЗТМ сообщает, что «компании договорились объединить свои усилия для вывода Улан-Удэстальмост из кризиса. Менеджментом ИЗТМ и У-УСМ совместно разработан и согласован с основными кредиторами антикризисный план мероприятий, а также принято решение о формировании доли ИЗТМ в акционерном капитале ЗАО «Улан-Удэстальмост».
Более подробной информации о сделке нет.
В конце мая «Улан-Удэстальмост» заявляет в Арбитражном суде о готовности рассчитаться с долгом перед ООО «Истра-МК» в течение месяца и просит отложить судебное заседание на месяц. Вопреки возражениям кредитора, ООО «Истра-МК», суд откладывается до 26 июня.
10 июня работники «Стальмоста» объявляют забастовку из-за просрочек по выплате зарплаты.
Несколькими днями ранее выходит статья в «Номер один», в которой правительство в лице минпрома комментирует: «Стальмост» вместе со Сбербанком, как стратегическим кредитором, сейчас рассматривают вопрос о введении процедуры наблюдения в отношении завода. Нужно это для защиты от требований кредиторов.
Иркутский завод тяжелого машиностроения республиканский минпром называет инвестором. Как сообщили в министерстве, иркутский инвестор уже разработал совместно со Сбербанком дорожную карту по спасению мостостроительного гиганта Бурятии. В этой карте иркутская компания обещает обеспечить расширение продуктовой линейки «Стальмоста» более чем на 500 миллионов рублей. Кроме этого заводу обещают контрактацию на сумму более миллиарда рублей.
В конце июня правительство республики сообщает, что завод получил ряд заказов на сумму около 400 миллионов рублей. Появляются комментарии, что у завода появилась возможность выйти из кризиса самостоятельно.
Ранее, 1 июня, Сбербанк подаёт заявление о введении в отношении должника процедуры наблюдения, и включении в реестр требований кредиторов денежного требования в размере 1,1 миллиарда рублей. Сбербанк официально начинает «банкротить» завод.
Для информации. Как ранее сообщала пресс-служба иркутского завода, ИЗТМ уже имеет портфель заказов на сумму более 1,5 миллиарда рублей, из которых заказы на сумму около 600 миллионов потенциально могут быть размещены на «Улан-Удэстальмост».
- Размещение производства этой продукции на специализированном предприятии, которым является «Улан-Удэстальмост», позволит в определенной степени сократить издержки и сроки производства продукции, и, соответственно, увеличить рентабельность, - подчеркивает пресс-служба ИЗТМ.
Какие ещё могут быть последствия у этой сделки, пока не известно.
Елена Буерачная, «Байкал-Daily»