Совет Федерации одобрил законопроект, уточняющий процедуру возмещения убытков по договорам ОСАГО. Теперь, если президент подпишет поправки именно в таком виде, страховщики будут рассчитывать выплату, учитывая износ машины.
На самом деле до сих пор они поступали так же. Просто законодательной базы под это не было. В результате возникали споры. Страховщик посчитал, что с учетом износа деталь, пострадавшая в аварии, стоит тысячу рублей, а хозяин машины утверждает, что меньше чем за пять тысяч ее на рынке не найти. В итоге в суды направлялось огромное количество дел. Но и у судов не было однозначного ответа на вопрос, как и что возмещать. С одной стороны: договор о возмещении ущерба. А само понятие ущерба не предполагает замены старой детали на новую. С другой стороны, ситуация на рынке, когда за деньги, которые собирается выплатить страховая компания, невозможно купить и десятую часть нужной детали. Поэтому даже Верховные суды регионов принимали в разных случаях противоположные решения, да и Верховный суд Российской Федерации неоднозначен в таких спорах. В каких-то ситуациях назначалась выплата по полной программе, и старую поврежденную деталь суд требовал оплатить, как новую.
По мнению начальника комитета по методологии страхования Российского союза автостраховщиков Владимира Козлова, такие судебные решения противоречили смыслу страхования. В результате подобных решений пострадавший, по сути, обогащался за счет страховой компании. Поэтому страховщики всячески поддерживали идею о том, чтобы оплачивать восстановление автомобилей лишь до «предаварийного» состояния. То есть, по их идее, ремонт старой детали страховщик должен оплачивать в размере стоимости этой детали до страхового случая. В других ситуациях суды вставали на сторону страховщиков и считали, что за старое надо платить с учетом износа.
По словам оценщика независимой экспертной компании «Диекс» в Улан-Удэ Вячеслава Трифонова, поправки в закон об ОСАГО - отнюдь не в пользу автовладельцев.
- Скажем, бампер стоит 10 тысяч рублей. Из этой суммы вычитаем год выпуска и все остальное. Реально у автовладельца остается пять тысяч рублей на замену бампера, - говорит он. – Таким образом, денег на запчасти не хватает. Хорошего в этом мало.
Размер суммы выплат на материалы и запасные части, которые хозяину машины будет возмещать страховщик, определяется с учетом износа комплектующих, подлежащих замене при восстановительном ремонте, - прописано в документе. Хотя четкое понимание, на какую сумму можно рассчитывать, - уже польза. Зная это, не придется тратить деньги и время на судебные иски.
Надо сказать, что законом ограничили максимальный износ: каким бы старым ни был ваш автомобиль, сколько бы он ни пробежал километров - меньше 20 процентов стоимости детали вам выплатить не могут.
Примечательно, что порядок исчисления износа отдан на откуп правительству. То есть именно оно своим постановлением обязано установить правила и коэффициенты его расчета. Надо сказать, что до сих пор эти расчеты устанавливались согласно методике оценки ущерба транспортного средства. Более того, еще при принятии закона об ОСАГО правительство поставило задачу министерству транспорта разработать единую методику оценки. Прошло уже почти 7 лет, а ее до сих пор не существует, зато существуют четыре альтернативных методики. Разница в результатах оценки может отличаться в разы. В них, в частности, также прописано, как рассчитывать. И эти методы также разнятся. То есть пока у нас не будет единой методики расчета ущерба, утвержденной хотя бы министерством, если уж не правительством, споры между страховщиками и автомобилистами будут возникать. Принятые поправки их могут даже усугубить, сообщает «Российская Газета».