С января по июнь 2021 года от жителей Бурятии в Банк России поступило семь жалоб на мисселинг — недобросовестную практику подмены одного финансового продукта другим. Об этом рассказали в пресс-службе Нацбанка по Бурятии.
Чаще всего с такой практикой жители республики сталкивались в офисах банков, когда открывали или продлевали вклад — таких жалоб было шесть. Самыми распространёнными «подменными продуктами» оказались полисы инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) — четыре случая.
Кроме того, впервые клиенты пожаловались на банки из-за ненадлежащей продажи услуг доверительного управляющего — два случая. Во всех этих ситуациях люди думали, что приобретают «более выгодный аналог» депозита, поэтому рассчитывали на получение гарантированного дохода.
Также впервые в республике зафиксирована жалоба на введение в заблуждение со стороны страховщика. Жалоба поступила от покупателя полиса ИСЖ.
- Полис ИСЖ — инвестиционный продукт, такие вложения всегда сопряжены с риском. Во-первых, они не застрахованы государственной системой страхования вкладов. Во-вторых, доходность не гарантирована и зависит от многих факторов. В-третьих, чаще всего нельзя без потерь расторгнуть договор досрочно — выплачивается только выкупная сумма, а она значительно меньше изначальных вложений. Об этих нюансах полиса ИСЖ менеджеры банков и других финансовых организаций обязаны предупреждать клиентов до оформления сделки, но так бывает не всегда. Поэтому рекомендую жителям Бурятии всегда внимательно читать договор, не стесняться задавать уточняющие вопросы: про гарантии доходности, «санкции» за досрочное расторжение договора, страхование в государственной системе страхования вкладов, — прокомментировал заместитель управляющего Национальным банком по Бурятии Виталий Пономарёв.
Также он добавил, что отказаться от полиса ИСЖ можно в «период охлаждения», то есть в течение 14 дней с момента оформления сделки. В этот период деньги за полис обязаны вернуть в полном объёме — и премию страховщику, и агентские, и другие возможные комиссии.