На Байкале организована охота на нерпу – одна из иркутских компаний, несмотря на существующий запрет Росрыболовства РФ, предлагает охотничьи туры. Тревогу забил депутат Госдумы, председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. Он 19 января направил запросы в правоохранительные и надзорные органы с просьбой дать правовую оценку подобного вида деятельности и в том случае, если будут подтверждены факты организации браконьерской охоты, пресечь её, сообщает пресс-служба депутата.
Запросы адресованы и.о. Байкальского межрегионального природоохранного прокурора Сергею Зенкову, руководителю Федерального Агентства по рыболовству Илье Шестакову, руководителям управлений Росприроднадзора по Иркутской области и Республике Бурятия.
– В Интернете появилась реклама одной из туристических компаний, работающих на Байкале, с предложением охотничьих туров на нерпу. Насколько я знаю, такая охота запрещена, поэтому нам важно было установить, что же на самом деле происходит: это браконьерство или преднамеренное введение в заблуждение клиентов, и никакой охоты не будет? Мы попытались выяснить, что же предлагается и на каких основаниях. Позвонили по телефону, указанному в рекламе, и выяснили любопытную деталь – охота на нерпу планируется за счет квоты, которая предоставляется коренным малочисленным народам, проживающим на Байкале на территории Республики Бурятия. Насколько это законно, должны установить правоохранительные органы. Я полагаю, что это незаконно, квота выдана не для охотничьего туризма, – прокомментировал Николай Николаев.
Он отметил, что внимания заслуживает вся тема использования квот, предоставляемых различным организациям и сообществам, в том числе на редкие виды животных и рыб. Помимо квоты на отстрел нерпы, коренные малочисленные народы и научные организации имеют право на вылов на Байкале того же омуля, промышленный и любительский лов которого запрещен с 1 октября 2017 года.
- Не получается ли, что под видом промысла коренных малочисленных народов, в обход законодательства, происходит нелегальная предпринимательская деятельность? – отмечает депутат.
По всей видимости, бизнес с охотой на нерпу существует уже давно. В туристической компании заверили, что в том случае, если клиент пожелает забрать добытую нерпу, ему будут предоставлены ветеринарная справка и другие необходимые документы для перевозки туши. Дополнительно предлагаются услуги по таксидермии.
Николай Николаев обратился к руководителю федерального агентства по рыболовству Илье Шестакову с предложением организовать проверку рационального использования квот вылова (добычи) байкальской нерпы, предоставляемых коренным малочисленным народам, проживающим в Бурятии.
Согласно Приказу Росрыболовства, квоты добычи водных биоресурсов на 2018 год в Бурятии для коренных малочисленных народов составляют: 55 тонн омуля байкальского, 7 тонн хариуса, 8 тонн сига, 2700 голов нерпы. В научно-исследовательских и контрольных целях: 8,77 тонны омуля, 1,94 тонны хариуса, 1,67 тонны сига, 250 голов нерпы. В целях аквакультуры: 68 тонн омуля, 2,2 тонны хариуса. В учебных и культурно-просветительских целях: 200 кг омуля, 200 кг хариуса, 100 кг сига. Для промышленного рыболовства: 82,95 тонны омуля, 8,64 тонны хариуса, 12,23 тонны сига. Для организации любительского и спортивного рыболовства квоты не предоставлены.
Квоты в Иркутской области: в научно-исследовательских и контрольных целях – 4,8 тонны омуля, 1,9 тонны хариуса, 630 кг сига, 50 голов нерпы; в учебных и культурно-просветительских целях – 200 кг омуля; в целях аквакультуры – 3,91 тонны хариуса; для осуществления промышленного рыболовства – 2,37 тонны сига.
Справка:
Байкальская нерпа – пресноводный тюлень, обитающий только на Байкале. Нерпа питается непромысловыми видами рыбы (голомянка, байкальский бычок), омуль составляет в её рационе менее 2%. Несмотря на то, что нерпа является эндемичным представителем фауны Байкала, она не занесена в Красную книгу, однако её лов в настоящее время запрещен. В периоды, когда охота на нерпу разрешена, зверобойный промысел идёт преимущественно на детенышей после первой линьки – ценность представляет их мех. Отлов новорождённых нерпят – бельков – полностью запрещён, что не защищает их от браконьеров.