Россельхозбанк, согласившийся выдать кредит под строительство сельских магазинов, на ходу меняет условия, игнорируя при этом свой же собственный договор. По мнению предпринимателя, его пытаются «побудить к неформальным отношениям»
Предприниматель Юрий Сербин, баллотировавшийся в депутаты районного Совета, пообещал жителям села Санномысск открытие нормального магазина в этом населенном пункте. Сверхприбыли в столь малом селе извлекать не было возможности. Тем не менее, слово дал — держи. Рассчитав свои силы, бизнесмен нашел полуразрушенное здание бывшей столовой, посчитал стоимость инвестиций и пошел в Россельхозбанк за кредитом. Чтобы проект не был совсем убыточным, Юрий Сербин, запланировал еще один магазин в более густонаселенном Хоринске. Получалась устойчивая система.
В конце декабря 2009 года банк заключает с г-ном Сербиным договор на кредит в 3,5 миллиона рублей. Цель кредита — приобретение здания магазина и земельного участка в Хоринске и ремонт здания магазина в селе Санномысск, а также приобретение торгового оборудования.
Все вышеперечисленные объекты, включая оборудование, согласно договору уходили в залог банку. Таким образом, Юрий Сербин фактически выкупал это имущество у Россельхозбанка в ипотеку. Срок ипотеки — пять лет. Стороны вроде разошлись довольные друг другом.
Спустя несколько дней предприниматель получает первый транш — 1,2 миллиона рублей. Целевым образом вкладывает деньги в объекты, частично выкупая одно из зданий. Далее он просит банк перечислить оставшуюся часть кредита — 2,3 миллиона рублей. В ответ — тишина.
Устные просьбы и хождения в офисы Россельхозбанка ни к чему не приводят. Предпринимателя игнорируют. Тот, в свою очередь, останавливает ремонт здания и начинает опаздывать по срокам оплаты бывшему владельцу. В результате, после нескольких недель упрашиваний банкиров, Юрий Сербин посылает в адрес Россельхозбанка официальное письмо с требованием выплаты суммы. Ответ из банка был очень неожиданным. Ему сообщают, что неиспользованная часть кредита для него закрыта.
Официальная причина: «отсутствие залогового обеспечения для предоставления очередного транша». На обычном языке это означает, что банк на оставшуюся сумму кредита потребовал дополнительный залог. Юрий Сербин изумился — как же так, мы три месяца назад подписали договор, в него уже вписали ипотеку, оформили по закону и скрепили подписями. Нет — уперся банк, мы подумали и решили добавить себе гарантий.
Тогда Юрий Сербин пошел в суд. В октябре 2010 года Арбитражный суд Бурятии действия Россельхозбанка признает неправомерными. И обязывает банк в пятидневный срок выплатить оставшуюся сумму кредита — 2,3 миллиона рублей. Однако банк ничего не выплатил ни в указанный срок, ни до сих пор. Россельхозбанк подал апелляцию в Читу и в январе 2011 года выиграл ее. По инициативе Юрия Сербина дело ушло далее в Иркутск — в кассационную инстанцию.
Между тем, «депутатский» проект Юрия Сербина находится в плачевном состоянии. Он не может в одностороннем порядке разорвать кредитный договор — тогда его заставят выплатить сумму неустойки на всю сумму кредитного договора. Кроме того, у предпринимателя фактически заблокирован счет. Учитывая наличие кредитных отношений с Россельхозбанком, он не может финансировать ремонт и строительство магазинов из других источников.
Вместе с тем продолжается давление на Юрия Сербина со стороны бывшего владельца одного из магазинов. Кредитная линия закрыта — продавец здания не может получить остаток по сделке. И его мало волнует конфликт Юрия Сербина с банком.
Предпринимателя просто выгоняют из уже ремонтируемого здания: «ввиду незаконного использования торгового зала и складских помещений прошу освободить их» (из письма продавца здания Юрию Сербину). Между тем он уже вложил полмиллиона рублей собственных, не заемных средств, но доказать на данный момент ничего решительно невозможно — сделка-то не закрыта.
Но самое замечательное, что Россельхозбанк, недодав остаток кредита в 2,3 миллиона рублей, ежемесячно требует выплат. Причем, судя по выставляемым счетам, банк требует от Юрия Сербина платить как бы за полностью выданный кредит.
— Мне приходят ежемесячно счета на сумму 71,4 тысячи рублей. Это ровно та сумма, которую я должен был выплачивать в течение пяти лет при займе в 3,5 миллиона рублей. Но выдали-то мне только 1,2 миллиона. Прихожу в банк, а там мне заявляют — выставляем так, чтобы быстрее расплатился. Это все происходит вне рамок договора. Сначала отказали в части кредита из-за надуманного залога в довесок. Теперь произвольно требуют деньги. Это у них такая корректность в отношении клиентов и малого предпринимательства? – задается вопросом предприниматель.
По мнению Юрия Сербина, подобная практика Россельхозбанка — выдача части кредита, как подсаживание на крючок, а потом заморозка оставшейся части с требованием внедоговорного залога — может быть неслучайной. Идет, по сути, побуждение заемщика к неформальным отношениям с банком, сообщает «Номер один».