Поборовшись с коррупцией, бывший заместитель минсельхоза Николай Доржиев пытается взять под контроль успешный инновационный бизнес «ЭМ-Центра». Деловые качества бывшего чиновника рассмотрят прокуратура и МВД Бурятии.
«ЭМ-Центр» — проект уникальный для Бурятии. Это тот случай, когда научные технологии оказались не только на бумаге, но прошли производственную и маркетинговую стадии. В результате получилось громкое инновационное предприятие. Удивительно, но абсолютно частное, без бюджетных вливаний.
Начиналось-то все с нуля, буквально с арендованного подвала в середине 90-х годов. Где знаменитый «Байкал ЭМ 1» — удобрение для полей и огородов — сначала придумывался, потом чуть ли не вручную разливался и продавался полукустарным способом. Затем появились другие успешные биопрепараты и разветвленный сбыт. Супруги Шаблины — Петр и Дарима уже тогда распределили функции, как оказалось, успешного научного бизнеса. Петр Шаблин, талантливый ученый, занимался разработками новых препаратов, Дарима взяла на себя все финансы и менеджмент. Без особого пафоса и громких заявлений они создали своеобразную биотехнологическую империю.
В результате «ЭМ-Центр» является в чистом виде научно-производственным объединением, причем федерального масштаба. Цеха, торговые предприятия в Улан-Удэ, московское предприятие «ЭМ-кооперация», пилотные производства в Иркутской, Ярославской областях, экспериментальные фермерские хозяйства, более 50-ти торговых представительств в России и за рубежом, 200 привлеченных информационных центров компании «АРГО». Все написанное в релизах есть на самом деле.
Бизнес на реализации продвинутых удобрений и медицинских биопрепаратов удался — трехэтажный офис в центре Улан-Удэ, лаборатории и фабрика на Трактовой, склады, обороты, реализация, наука. Только материальные активы предприятия эксперты оценивают не менее чем в 40 миллионов рублей.
Союз науки и скандала
В «ЭМ-Центре» все было замечательно до лета прошлого года. Но сначала Петр Шаблин, ученый, не имевший явных политических или менеджерских амбиций, выступает в СМИ с острой критикой правительства Бурятии. Он обвиняет чиновников в равнодушии и отсутствии патриотизма. По его мнению, биофабрика «ЭМ-Центра» стоимостью в 100 миллионов рублей могла бы вывести из кризиса сельское хозяйство Бурятии, но власть не способствует появлению таких денег у «ЭМ-Центра».
Одновременно с Петром Шаблиным в прессе с оппозиционными речами выступает бывший заместитель министра сельского хозяйства Николай Доржиев. Кроме обвинений своих коллег в коррупции, он еще заявляет об интересе к ЭМ-технологии, разрабатываемой Шаблиными. Дескать, прорывное ведь для Бурятии дело не замечают власти.
Между тем идея «фабрики в 100 миллионов» прочно засела в голове ученого, и он уже обращается к Дариме Шаблиной с претензиями, что она не инициировала кредит в банке на эту сумму для воплощения проекта. В ответ финансовый директор пояснила, что бизнес куда сложнее, чем ему представляется.
Пока партнеры дискутировали про иллюзорные «100 миллионов», Николай Доржиев становится завсегдатаем офиса «ЭМ-Центра» и постоянным гостем Петра Шаблина. И однажды ученый предлагает ему пост генерального директора «ЭМ-Центра». Мотив бесхитростный: дескать, бывший замминистра ему лично пообещал те самые «100 миллионов» инвестиций и вывод «ЭМ-Центра» на мировой уровень. Отдавать бразды правления своим успешным многомиллионным бизнесом малознакомому человеку не входило в планы Даримы Шаблиной, о чем она и известила супруга.
Новые лица
В декабре 2010 года Петр Шаблин, на правах соучредителя, увольняет многолетнего генерального директора Павла Гудуева — соратника, с которым более 10 лет работал над ЭМ-технологией.
Назначив сам себя генеральным директором, он заключает от имени «ЭМ-Центра» договор с неким ООО «ЕЕТ» и передает последнему все производственное оборудование, запасы сырья и материалов. Ученый Петр Шаблин, равно как Николай Доржиев, становится одним из соучредителей «ЕЕТ», а последний там еще и генеральный директор. Одновременно от «ЕЕТ» подается заявление в Бурятский центр сертификации на регистрацию разрешающих документов и передачу прав на производство всей линейки пищевых биопрепаратов, которые делал «ЭМ-Центр».
Дарима Шаблина, которая вместе с коллективом узнала, что последовательно лишается средств к дальнейшему труду и вообще теряет дело жизни, попросила объяснений. В результате получила письмо от ученого, в котором, в частности, сообщается: «Духи великих предков дали мне знания. У человечества нет альтернативы ЭМ-технологии. Они — непосильная ответственность для тебя и Гудуева. Великие цели и задачи не для вас». В общем, Петр Шаблин, как мог, пояснил своим многолетним партнерам, что «они ничего не понимают и должны уйти в сторону».
Дарима Шаблина имеет 50-процентную долю в «ЭМ-Центре», аналогичную доле Петра Шаблина. Это совместный бизнес, но все производство, сырье и материалы последний передал без ее согласия, то есть без одобрения собрания участников ООО «ЭМ-Центр».
Между тем, стоимость переданных «ЕЕТ» активов весьма велика. Это подходит под определение крупной сделки и на условиях, прописанных в договоре, по мнению Даримы Шаблиной, является экономически невыгодным для «ЭМ-Центра».
Потасовки и милиция
Далее вывод имущества в другую структуру сопровождался не менее драматическими событиями. 24 января 2011 года в головном офисе на улице Кирова появился Андрей Хатуев. В СМИ он «засвечен» участием в «интересных» юридических операциях. В частности, выступал в качестве юриста на стороне одной из группировок во время профсоюзного противостояния Ельченинов — Тимин. Также был замечен в недавней громкой истории с попыткой вывода имущества у ООО «Турист». Наконец, как адвокат Николая Доржиева Андрей Хатуев пытался восстановить его на должности заместителя министра сельского хозяйства Бурятии.
А в тот январский день он стал фигурантом рукоприкладства в отношении Даримы Шаблиной. Как явствует из заявления Даримы Шаблиной в прокуратуру Бурятии, «Сначала Петр Аюшеевич (Шаблин. — от ред.) начал оскорблять меня, толкать, хватать за руки и подтаскивать к окну, с криком, что выбросит меня, кидать на стол. В этот момент к нему присоединился гражданин Хатуев Андрей Анатольевич, который, по словам Шаблина, был принят им на работу в тот же день заместителем директора по правовым вопросам и безопасности. Хатуев схватил меня за плечи и сильно стукнул о стену».
В результате была вызвана милиция. Сотрудники Советского РОВД, впрочем, Дариму Шаблину не допросили, не взяли объяснений, а «только беседовали с Шаблиным и Хатуевым за закрытыми дверями». Поясним причину скандала: финансовый директор и соучредитель Дарима Шаблина всего лишь пыталась забрать финансовую документацию только что уволенного сотрудника. Это красноречивый пример того, какие страсти кипят в фирме с многомиллионными оборотами и какие персонажи там играют.
Итоги
Если отбросить в сторону эмоции, равно как «духов предков» талантливого ученого, естественный в таких условиях развод супругов, осадное положение, в котором работает коллектив «ЭМ-Центра», моральный прессинг со стороны новых персонажей, то можно сделать некоторые выводы.
Единственное в регионе успешное на уровне страны научно-инновационное предприятие «ЭМ-Центр» находится на грани развала. Наблюдается агрессивное участие в этой истории известных своей скандальностью людей, которые к тому же ранее к деятельности «ЭМ-Центра» не имели никакого отношения. Также имеется сомнительная, с точки зрения закона, попытка вывода миллионных активов в другую структуру.
Вероятность рейдерской атаки теперь будут изучать правоохранительные органы. Дарима Шаблина подала заявления в прокуратуру и МВД Бурятии. Также она обратилась с письмом к президенту Бурятии Вячеславу Наговицыну. У того, кстати, в свете последних событий в стране, появились новые возможности для контроля над правоохранительной ситуацией в регионе, сообщает «Номер один».