- Если характеризовать стартовые возможности социально-экономического развития Сибири, одной фразой, то они очень сложны, - заявил Владимир Псарев.- Наиболее тяжелыми последствиями кризиса являются сокращение объема инвестиций в основной капитал предприятий, усилившийся отток капитала из Сибири, усложнившееся финансовое положение предприятий в реальном секторе экономики. Высокие темпы инфляции на фоне роста тарифов естественных монополий привели к вымыванию значительного части оборотных средств предприятий и сокращению накоплений населения. Это привело в прошлом году к снижению благосостояния населения.
- В 2010 году, - продолжил Владимир Псарев, - экономика регионов СФО вышла на устойчивые темпы роста по объемам промышленного производства, транспорта, строительства. Однако, как показывает анализ, экономический, финансовый и социальный секторы практически всех регионов по-прежнему находятся в зоне остаточного воздействия негативных последствий мирового финансового кризиса. С первого января 2009 года по настоящее время экономика Сибири потеряла семь с половиной тысяч хозяйствующих субъектов. В текущем году мы вновь вышли на опасный социальный рубеж. Впервые за последние три года по СФО зафиксирована общая миграционная убыль населения.
Владимир Псарев указал и на ряд мероприятий, которые должны помочь выйти из создавшегося тяжелого положения.
- Реализация стратегических целей должна идти в основном за счет бюджетных средств, ресурсов, резервов, частных капиталовложений. Данную задачу решать можно. В принципе, можно выделить основные направления. Это синхронизация деятельности федеральных, региональных органов госвласти, местного самоуправления и бизнеса. Это консолидирует средства на основных направлениях.
Во-вторых, работа органов власти в субъектах должна опираться на развернутую реализацию компонентов стратегия развития Сибири. Эти программы должны максимально конкретизировать планы и быть направлены на достижение целей стратегии.
- Экономика регионов, - сообщил Владимир Псарев, - должна сохранять устойчивые тренды развития не только при кратковременных, но и длительных сезонных, колебаниях на отдельных рынках товаров и услуг. Это достигается оптимальным сочетанием крупного, среднего и особенно малого производства, а так же гибкой поддержки бюджетными средствами. Бюджеты регионов, в первую очередь, должны направляться в те сектора экономики, которые повышают устойчивость ее функционирования, дают наибольший прирост рабочих мест и качественно изменяют налоговый потенциал. На практике это означает, что должно быть предусмотрено технологическое обновление отраслей, формирование межрегиональных технологических цепочек. Программы должны содержать мероприятия по модернизации строительного, жилищно-коммунального комплекса. Они должны определять, как вкладывая деньги в строительство жилья, объектов соцкультбыта и реконструкции коммунальной инфраструктуры, можно получить снижение издержек, снижение себестоимости услуг. Иными словами, они должны формировать внутренние источники развития муниципального хозяйства. Ни один рубль не должен уходить из бюджета на воспроизводство технологически устаревших зданий, сооружений, оборудования, строительство морально-устаревших систем. Программы должны предусматривать переход качественно новые уровни развития.