Кафе «Шальная ложка» и земля под ним не так давно являлись полем битвы предпринимателя Андрея Козлова и целого сонма контролирующих и правоохранительных органов. Началось все с того, что республиканская служба госохраны объектов культурного наследия захотела снести «Шальную ложку» как строение, нарушающее исторический ансамбль Гостиных рядов. На этой земле, по звучавшему тогда мнению чиновников, не должно было стоять вообще ничего.
Помимо функции, заложенной в названии, то есть охраны наследия как такового, Росохранкультуры активно влияет и на коммерческую деятельность в Улан-Удэ. У республиканской службы имеются запретительные полномочия при выдаче согласований на использование участков земли в столице Бурятии. Как и любое другое ведомство, обладающее подобными функциями, оно охотно ими пользуется. И самым знаменитым актом борьбы за памятники архитектуры на местном уровне стала борьба республиканской службы за Гостиные ряды с одиозной «Шальной ложкой».
В конце концов, через суды служба охраны культурного наследия своего добилась. Объект, несмотря на голодовки и другие протестные мероприятия, был убран. Культурное наследие спасено. Но вот продолжение у этой истории вышло странное. Объект предпринимателя Андрея Козлова снесли, но земля в долгосрочной аренде у него осталась. Значит, осталось и право использовать ее, например, разместив там временное летнее кафе. Которое, в отличие от капитальной постройки, на культурное наследие вроде бы не покушается.
На просьбу предпринимателя разрешить ему поставить там временное кафе соглашались все органы, включая мэрию. Но не республиканская служба охраны объектов культурного наследия. На официальную просьбу был дан ответ: «На данной территории недопустимо никакое строительство — как капитальное, так и временное».
Андрей Козлов обращался даже к президенту Бурятии. В республиканскую службу уходит документ с визой Вячеслава Наговицына: «Прошу рассмотреть и выдать ваше решение». В ведомстве повторно рассмотрели и выдали: «Служба отказывает в согласовании установки летнего павильона». И добавляет: «На территории Гостиных рядов службой не согласовывались временные павильоны и объекты капитального строительства».
Иначе говоря, служба сообщает и г-ну Козлову, и опосредованно президенту Бурятии, что, за исключением случая с «Шальной ложкой» и его желанием поставить летний павильон на том же месте, остальные объекты культурных охранников вокруг Гостиных рядов не интересуют. Зачем это сделано, непонятно. Ну да ладно.
Апофеозом борьбы за чистоту Гостиных рядов от инородных строений стало появление пару недель назад на месте снесенной «Шальной ложки» киоска мороженого. Неважно, к какому типу строений он принадлежит. Хоть к временному, хоть к капитальному, хоть к вечному. Но сначала в течение нескольких лет сносили один объект, мотивируя охраной памятников, теперь на этом месте стоит другой.
Примечательно, что, несмотря на снос объекта, у Андрея Козлова на участок возле Гостиных рядов до сих пор остается в силе договор аренды. А про чей-то киоск на арендованном им участке он узнал лишь явочным порядком.