УФНС решило капитально отремонтировать здание налоговой в Кабанске, по этому поводу летом 2009 года был объявлен открытый аукцион. Сумма на торгах была заявлена солидная — под 30 миллионов рублей. На аукцион заявились семь строительных организаций: «Промгражданстрой», «Фортуна», «Байкалрегионстрой», «Байкалагропром», «СИС», «Строительно-монтажное управление» и «Тисс-1».
Торговаться решено было утром 29 июля в актовом зале по ул. Цивилева, 3 — в офисе УФНС. Но с самого начала аукциона в здании налоговой и вокруг него начались странные мероприятия. Вроде бы все участники зарегистрировались, как полагается, за полчаса до начала аукциона. Всем были выписаны пропуска для входа в здание налоговой инспекции. Для участия в аукционе все получили порядковые номера. После чего участники конкурса пропали.
Как далее следует из заявления УФНС по Бурятии, с которым оно обратилось в антимонопольную службу, «несмотря на неоднократные приглашения, сделанные секретарем, пройти в актовый зал для участия в аукционе, явился только один претендент - «Строительно-монтажное управление». Собственно, согласно закону, с единственным участником и был заключен госконтракт.
Более того, сотрудники налоговой инспекции, даже те, кто проводил конкурс, видели из окон офисов, как остальные участники аукциона ожидали «победителя» на другой стороне улицы. Столь занятная церемония во время проведения аукциона показалась сотрудникам налоговой инспекции очень странной. Поэтому там посчитали, что имели место признаки «согласованных действий», что привело к поддержанию максимальной цены.
В ходе рассмотрения дела Антимонопольная служба опросила остальных участников конкурса, почему они проигнорировали сами торги. В ответ услышала массу вариантов, более похожих на тему «почему я прогулял урок в школе». Кто-то из директоров стройорганизаций срочно заболел, и во время конкурса почти на 30 миллионов никто не смог представлять интересы фирмы. У половины участников вдруг, за несколько минут до начала, открылось понимание, что аукцион и сам заказ сильно невыгодны и повлекут только убытки и расстройство. У кого-то, как на грех, проводился такой же конкурс в другом уголке Бурятии.
Бурятское УФАС России посчитало доводы о невыгодности несостоятельными. Информация о конкурсе была открытой и публичной. Вся документация размещена на сайте заказчика. Ни один из участников аукциона не обращался за пояснениями по содержанию аукционной документации или техзаданию — всем все было ясно. Кроме того, в качестве обеспечения заявки на аукцион участниками были внесены денежные средства по 1,4 миллиона рублей. Это является доказательством, что условия аукциона не казались им невыгодными ранее. Иначе, зачем из оборота стройорганизаций «выдергивать» такие суммы на срок не менее 12 дней?