Горящая тайга, гористая местность, неблагоприятные погодные условия. Однако, в этот же день другой борт Ми обнаружил пропавший экипаж и пассажиров.
В эксклюзивном интервью экипаж вертолета Ми-8 рассказал, как им удалось спастись при совершении жёсткой посадки.
- О том, что пропал наш вертолёт, супруга узнала из интернет-СМИ. Она была в состоянии шока. Моя 17-летняя дочь успокаивала её и говорила: «Я не верю, что могло случиться что-то плохое. С ними всё будет хорошо». И она оказалась права, - вспоминает бортмеханик вертолёта Ми-8 Роман Шалабодов.
В Забайкалье Ми-8 проводил работу по разведке лесных пожаров — патрулирование и тушение пожаров на территории края, где с третьего октября был введён режим чрезвычайной ситуации.
В тот день никаких плохих предчувствий у членов экипажа не было. Этот рейс ничем не отличался от предыдущих. Всё было как обычно.
- С утра мы доставили две группы авиадесантников к местам лесных пожаров. Это был наш третий рейс по переброске специалистов и спецснаряжения для тушения лесных пожаров. С нами находилось три лётчика–наблюдателя авиалесоохраны и начальник авиаотделения посёлка Кыра, - говорит Владимир Московских. – В это время поступило сообщение о лесном пожаре, который угрожал Сохондинскому заповеднику. Было принято решение отправиться туда и провести мониторинг ситуации, оценить масштабы лесного пожара, определиться с количеством людей для тушения.
После того, как вертолёт прибыл на место, необходимо было совершить посадку. Из–за высоких гор, сильной вихревой турбулентности, характерной для этой местности, сделать это было достаточно сложно.
- Мы совершили несколько заходов, чтобы оценить безопасность выбранной площадки, возможность приземления, определить направление ветра. Площадка соответствовала всем требованиям безопасности. Развернувшись, стали заходить на посадку против ветра, - говорит второй пилот Владимир Московских.
В это время произошло непредвиденное - сильный ветер резко изменил направление. Из-за мощных порывов вертолёт начало разворачивать. На высоте около 10-ти метров вертолёт попал в неуправляемое вращение. Потерявшую управление махину экипажу пришлось удерживать от опрокидывания.
- Мы понимали, что ни в коем случае нельзя допустить, чтобы вертолёт накренился. Тогда последствия были бы намного печальнее, и вряд ли кто-либо выжил бы, - рассказывает командир воздушного судна Ми–8 Дмитрий Федулов. – С огромным трудом нам удалось совершить посадку. Экипаж принял все меры, чтобы сберечь жизни находившихся на борту пассажиров, но посадка была жёсткой. Вертолёт опрокинулся на правый борт.
Ми-8 совершил аварийную посадку в районе реки Киркун, притоке реки Онон Кыринского района Забайкальского края на границе с Монголией. Со всех сторон местность окружают высокие горы.
Командир воздушного судна Дмитрий Федулов выключил двигатели, второй пилот Владимир Московских и бортмеханик Роман Шалабодов отключили электропитание вертолета. Из топливных баков внутрь салона хлынул керосин. Из-за малейшей искры мог произойти взрыв и пожар. Экипаж и пассажиры, помогая друг другу, быстро покинули вертолёт и отошли на безопасное расстояние. Всё произошло очень быстро – секунд за девять. Однако для летчиков, в чьих руках в эти мгновения были жизни других людей, это время показалось вечностью.
При жёсткой посадке практически никто не пострадал, только у одного из пассажиров из-за удара была рассечена кожа на лбу. Пострадавшему оказали помощь, сделали перевязку.
Через 20 минут, удостоверившись, что пожар не возник, экипаж и пассажиры вернулись в вертолёт. Первым делом необходимо было дать о себе знать.
- Из вертолёта мы забрали аварийный радиомаяк, аварийную радиостанцию, фонарики, из НАЗа (неприкосновенный авиационный запас) взяли спальные мешки, продукты питания, дымовые шашки. Подготовили сигнальный костер. Рядом находилось охотничье зимовьё, мы пошли туда, - вспоминают члены экипажа. – Никто абсолютно не паниковал, все вели себя спокойно и адекватно. Пока мы приводили в рабочий режим аварийный радиомаяк, включили радиостанцию, наши пассажиры растопили печь, подготовили места для ночлега. Мы не думали, что кто-то ночью нас будет искать, так как обычно поисково-спасательные работы воздушными судами в гористой местности и тем более в ночное время не проводятся. Поэтому готовились к ночевке в зимовье.
Ситуация осложнялась тем, что совсем рядом, в опасной близости горела тайга, огонь мог добраться и до места происшествия.
На обломках несущего винта пилоты закрепили светоотражающие жилеты, чтобы привлечь внимание. Установив аварийный радиомаяк на возвышенность, при помощи радиостанции экипаж стал передавать сообщение: «Борт № 31129.Терплю бедствие». Сотовая связь не работала. Периодически пилоты отключали аварийный радиомаяк, чтобы дать понять – люди живы.
- Когда совсем стемнело, вдруг послышался звук летящего вертолёта, - вспоминает Владимир. – Я начал кричать, чтобы все выходили из зимовья. Мы разожгли сигнальный костер. По радиостанции обратился к командиру воздушного судна, но связи не было. Вертолёт несколько раз пролетел над нами, потом стал снижаться. Мы поняли, что командир принял решение совершить посадку. Для обозначения площадки мы встали по углам и в центре, затем включили фонарики и сотовые телефоны.
Командир воздушного судна Александр Андронов в тот день тоже тушил лесные пожары - в соседнем районе. После получения информации о том, что борт не вышел на связь, он полетел в район предполагаемого исчезновения вертолёта. Всё это время не прекращался наземный поиск. Более ста человек - сотрудники пожарных частей, полиции, администрации Кыринского района, пограничников в тайге искали пропавший вертолёт.
- Площадка была, конечно, ограниченная, но позволяла выполнить безопасный заход, поэтому я принял решение эвакуировать людей. Мы же не знали, в каком состоянии они находятся, есть ли среди них пострадавшие, раненые, которым необходима неотложная медицинская помощь. Двусторонней связи с потерпевшим аварию экипажем не было, что осложняло посадку - говорит командир вертолёта Ми-8 Александр Андронов. - Хотелось бы отметить грамотные действия экипажа вертолёта. Они встали по периметру, обозначив светом фонариков и мобильных телефонов площадку, а Роман указал на направление посадки. Мы выполнили два захода для обеспечения безопасной посадки, и с третьего захода смогли посадить вертолёт и забрать людей. Вот и все.
По словам специалистов, то, что сделали красноярские летчики, это высший пилотаж. Экипажу Андронова пришлось приземляться в условиях, приближенных к экстремальным: ночью, в горах.
- Хотелось бы поблагодарить экипаж МИ- 8: командира Александра Андронова, второго пилота Константина Ельникова, бортмеханика Дмитрия Иванова за проявленное мужество. Мужики молодцы! – говорят члены иркутского экипажа.
В больнице Читы всех осмотрели, в госпитализации никто не нуждался. По мнению Александра Андронова, тяжких последствий жесткой посадки удалось избежать во многом благодаря профессионализму командира воздушного судна Дмитрия Федулова.
После торжественной встречи членов экипажа отвезли домой.
17-го октября губернатор области Дмитрий Мезенцев в ходе заседания регионального правительства вручил Дмитрию Федулову, Владимиру Московских и Роману Шалабодову наручные часы. Дмитрий Мезенцев заявил, что члены иркутского экипажа заслужили награды за проявленный героизм при возникновении нештатной ситуации и предотвращение гибели находившихся на борту Ми-8 пассажиров, сообщает пресс-служба ГУ МЧС России по Иркутской области.