- За годы учёбы в ВСГТУ я доказывала свое право на получение образования именно в этом университете, но в итоге перевелась в другой вуз, где успешно сейчас учусь, - говорит студентка
Надежда Бурцева (имя и фамилия изменены. — ред.) поступила в ВСГТУ на юридический факультет по специальности «Таможенное дело» в 2005 году. Училась очно, но платно. Первые два года учебы прошли идеально, а на третьем курсе начались мытарства. Причём не у неё одной.
— Как у нас принимали экзамен? — вспоминает студентка. — Три группы по 50 человек должны были за час сдать экзамен. Преподаватель не спешил, принял от силы шесть человек. В итоге у большей части потока появился «хвост». Ты остаёшься на следующую сессию, бегаешь, просишь, чтобы этот долг у тебя приняли. Долги копятся. Нам рекомендовали перевестись на заочное отделение. Таким образом, около двадцати человек ушли на заочное.
В результате Надежду отчислили за неуспеваемость, но она продолжала посещать занятия. Студенты написали письмо тогдашнему министру образования Бурятии и Путину. После этого нескольких студентов восстановили. Затем, по словам Надежды, опять начались проблемы: то к курсовой не допустят, то появится новый долг.
— Сейчас мне говорят — это вы не учились, — с возмущением говорит студентка. — А вы посмотрите по бумагам. Как столько студентов сначала могут учиться, а затем уходят в никуда? За три года деньги взяли, а затем отправили. Или советуют — бери академический отпуск. А это значит, надо платить ещё за один год. Отчисляли вообще по интересной схеме: когда ты уже заплатил за сессию вперёд, вывешиваются списки о твоём отчислении, а деньги уже не возвращают.
Со второго семестра четвёртого курса Надежду снова отчислили из-за академической задолженности. Тогда Бурцева снова обратилась с заявлением в министерство образования Бурятии. Но на этот раз заявление «спустили» на кафедру, к тем преподавателям, у которых училась Бурцева. Студентке сказали, что она сама не учится, поэтому пусть пеняет на себя.
На четвёртом курсе Надежда уже была полностью уверена, что диплома у неё не будет и отправилась получать второе высшее образование по ускоренной программе на том же юридическом факультете, но на другой кафедре. К концу пятого очного курса она успешно закончила параллельное обучение и получила специальность «Юрист по гражданским вопросам».
Тем временем по специальности «Таможенное дело» близились государственные экзамены, но допуска к ним у отчисленной студентки не было.
— Ещё когда я училась на первом курсе, ходили слухи, что якобы допуск к госам на этой кафедре можно получить, если заплатить — нужно только знать определённых людей, кому и как платить, — рассказывает Надежда. — Потом я узнала о некой женщине, которая пишет курсовые и дипломы, не является преподавателем, но часто появляется на кафедре. Ей многие платили, и я решила обратиться к ней. Позвонила ей, и она пообещала помочь за 50 тысяч рублей. Но вечером она перезвонила и отказалась. Тогда я решила обратиться в прокуратуру, там мне посоветовали обратиться в МВД.
За «помощницу» взялись сотрудники УБЭП. К оперативным мероприятиям были привлечены ещё две студентки вуза, которые с диктофоном и средством для скрытой видеофиксации передавали подозреваемой деньги. За оказание содействия в сдаче госэкзаменов женщина попросила со студентов 60 тысяч рублей. Деньги частями два дня передавались подозреваемой, но не лично в руки. Студентка по просьбе «помощницы» переводила взятку на банковский счёт. Все переговоры и процесс перечисления денег фиксировались оперативниками.
Далее «помощнице» уже лично были переданы ещё пять тысяч рублей, но та попросила ещё 55 тысяч — на подарки преподавателям кафедры. После этой встречи гражданка была задержана и добровольно выдала оперативникам полученную «взятку».
В ходе проверки преподаватели кафедры дружно уверяли, что не знают эту женщину. Заведующая кафедрой пояснила, что к ней в кабинет, действительно, дважды заходила эта женщина, представилась близкой родственницей одного из студентов. Якобы, спрашивала, как учатся заочники, имеют ли задолженности по предметам и допуски к экзаменам. Интересовалась, что им делать и возможно ли назначить дополнительные сроки сдачи госэкзаменов. Никаких вознаграждений за допуск эта гражданка ей не предлагала.
Проверка по заявлению студентки началась в марте прошлого года и длится до сих пор. На сегодня уголовное дело так и не возбуждено, хотя в рамках проверки была проведена огромная работа. Ряд оперативно-розыскных мероприятий в итоге закончился задержанием гражданки, которая просила и принимала от студентов денежное вознаграждение за свою помощь. Но объект разработки оперативников так и не дошёл до суда.
— Казалось, что скоро будет возбуждено уголовное дело, но время шло, никаких ответов из МВД я не получала, — говорит студентка. — За разъяснением ситуации в начале июля я обратилась к руководителю МВД по Бурятии Александру Зайченко.
Вскоре по её заявлению из МВД пришёл ответ, что материалы по делу направлены в прокуратуру Бурятии. А следом Надежда получила постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В документе значится, что сроки истекли, и требуется дополнительная проверка.
В республиканском МВД корреспондента «Номер один» заверили, что в настоящий момент по заявлению Надежды Бурцевой ведётся проверка на предмет установления состава правонарушения. Для полноты следствия требуется опросить ещё ряд лиц.
Тем временем, не дождавшись результатов, Надежда Бурцева перевелась в другой вуз и в сентябре пойдёт ещё на один диплом. В иркутском институте учёба идёт успешно и без проблем. Сравнивая учебный процесс «там» и «здесь», Надежда признается — «небо и земля», сообщает «Номер один».