Посмотреть в глаза троим подсудимым пришли не только родные убитых, но и другие жители этого городка. Они уверены, что организация жестокого преступления не обошлась без участия Альбины Поличевой, матери двух подсудимых — Андрея и Анатолия Поличевых. В один голос закаменцы утверждают, именно ее зависть, жадность и озлобленность стали причиной убийства семи человек. Органы следствия подозревали ее в организации жестокой расправы. Однако после полного признания вины ее сыновьями и Иваном Туркиным она стала проходить по делу лишь в качестве свидетеля.
Подсудимых охраняли тщательно
Здание зала судебного заседания едва вместило всех участников громкого процесса. Пришли не только родственники убитых предпринимателей, но и бывшие коллеги, друзья. Судья Верховного суда Бурятии Андрей Филиппов сразу обратился к присутствующим с просьбой сдерживать эмоции. Камера с подсудимыми охранялась судебными приставами тщательнее, чем это бывает обычно. Родные погибших с трудом сдерживали гнев и неприязнь. На заседании суда им пришлось снова и снова вспоминать то ужасное событие.
— Я подошла и спросила: снятся ли они вам, стоят ли они перед вашими глазами?! — сквозь слезы рассказывает Ирина Мингалиева, невестка убитой Нурии Мингалиевой.
Рассказывая на суде о последнем дне жизни своих близких, никто из них не смог сдержать слез. Плакали сестры, дочери, мужья и братья. Подсудимые Андрей и Анатолий Поличевы, Иван Туркин ни разу не посмотрели в их сторону.
— Ни у одного из них ни в глазах, ни в поведении нет раскаяния, это нелюди, — говорят родные погибших.
Послушные дети
Год длилось следствие, и все это время закаменцы практически не видели мать братьев Поличевых Альбину. Сразу после того, как ее сыновья были взяты под арест по обвинению в совершении убийства семи местных предпринимателей, она редко появлялась в городке. В интервью одному из федеральных телеканалов она заявила, что не знала о готовящемся преступлении, в противном случае сделала бы все, чтобы не допустить этого. Однако закаменцы, которые ее давно знали, уверены в обратном.
Сейчас ее сыновьям сочувствуют лишь в одном: братья стали жертвами воспитания своей матери. О них отзываются как об очень тихих и спокойных ребятах. Но самая яркая характеристика — они на редкость послушные дети. До сих пор многие с трудом верят, что они сами решились совершить циничное убийство пяти женщин и двух мужчин.
— Она очень завистливая, только ее жадность и алчность всему виной, — считает Михаил Иванов, предприниматель из Закаменска.
Мужчина не один год работал рядом с погибшими и Альбиной Поличевой. Его единодушно поддерживают и другие предприниматели из торгового центра «Гермес». По словам Татьяны Меповской, они не раз становились свидетелями того, как Альбина Поличева высказывала недовольство, что коллеги ездят за товаром с киргизами, а не с ее сыном.
— Они же Step Wagon в кредит взяли. Конечно, им платить нужно было каждый месяц, а тут клиентов совсем мало стало, — говорит Меповская.
— Она даже по этому поводу закатила скандал узбечке Маше, и все этот разговор слышали, — говорит еще одна предпринимательница из ТЦ «Гермес».
Погибшие братья Жакыповы практически каждую неделю ездили за товаром. Иногда с ними собирались и другие предприниматели.
— Потому что поездка была дешевле, — говорят все.
И, тем не менее, по их словам, Андрей Поличев не сидел без работы. Однако их мать болезненно воспринимала, если знакомые уезжали в Иркутск не с ее сыном.
Мать не пришла в суд
Альбина Поличева отказалась давать показания во время выездного судебного заседания в Закаменске. Она написала заявление, что желает прибыть на заседание в Улан-Удэ. А в данное время находится в Иркутске у родственников.
— Испугалась, ведь ей пришлось бы взглянуть в глаза родных стольких убитых, — считает Наргиз Жакыпова, невестка погибших братьев Адылбека и Рахатбека Жакыповых.
В том, что Альбина Поличева сыграла роковую роль в совершении преступления, уверены практически все.
— Младшему скажет: сиди и торгуй, и он безропотно сидел. А взять другого мальчишку! Кто станет торчать за прилавком с булавками да заколками? — говорит Михаил Иванов.
Недобрым словом отзываются о семье Поличевых и их сваты. Старший Поличев был женат. Его брак продлился ровно месяц.
— Он закрывал ее дома, ревновал, а когда они расстались, Альбина не дала ей даже личные вещи забрать, не то что подарки наших родственников со свадьбы. Слава богу, что моя дочь с ним рассталась, — говорит Людмила Кубрикова, бывшая теща Андрея Поличева.
«Я с ней развелся»
Единственные родные подсудимых, которые пришли в суд, были отцы братьев Поличевых и Ивана Туркина.
О Валерии Поличеве люди отзываются однозначно. В семье он авторитетом не пользовался, хотя в свое время получил высшее образование и работал на лесобазе.
— Запился, его не видно и не слышно. А на свадьбе Андрея он вообще был с синяком, который ему сын же и поставил. Какой тут авторитет! — говорит Ирина Мингалиева.
На суде ему пришлось несладко. Родственники убитых с открытой неприязнью смотрели на невысокого щупленького мужчину. Он старался держаться спокойно, хоть и было видно, что ему нелегко. Тем не менее Валерий Поличев категорически не признает вину своих сыновей.
Он также рассказал, что после всего случившегося сразу развелся со своей женой Альбиной Поличевой. Только вот объяснить причину разрыва отказался.
— Пока все не закончится, ни за что не скажу, — ответил Валерий Поличев.
Во время дачи показаний в суде на вопрос, какие взаимоотношения у него были с сыновьями, мужчина ответил: «С матерью они были ближе».
Убийственная конкуренция
По мнению следователей СК России, в Закаменском районе уровень совершаемых преступлений, в том числе и из категории особо тяжких, по сравнению с другими районами республики гораздо ниже. Преступление, совершенное братьями Поличевыми и Туркиным, по их мнению, вряд ли связано с социально-экономическим положением района.
— В некоторых районах гораздо чаще происходят преступления из категории особо тяжких, — говорит Дмитрий Баторов, заместитель руководителя Джидинского МСО СК России.
Закаменцы считают, что нужно было вмешаться и урегулировать перевозки частных предпринимателей. Но в отделе по развитию промышленности администрации Закаменского района пояснили, что все пассажирские и грузовые перевозки контролируются Министерством по транспорту республики, поскольку дорога до Закаменска республиканского значения. Есть перевозчик, выигравший тендер, установлены тарифы на пассажирские перевозки и багажа.
Сами предприниматели склонны считать, что конфликта можно было избежать.
— Киргизам и Поличевым нужно было найти компромисс еще тогда, когда произошел поджог, когда им подсыпали в микроавтобус сахар! — считают продавцы с рынка, где работали погибшие предприниматели.
Если б поджог доказали…
В Закаменске считают, что убийство киргизских предпринимателей назревало давно. Сначала киргизы стали находить в салоне своего микроавтобуса «Истана» подсыпанные горсти сахара.
— Андрей приходил злой, с претензиями, перестал здороваться. Угрожали клиентам: если будете с киргизами ездить, будут проблемы. Мы опасались, но не думали, что до такого дойдет, — сказал на суде Айбек Жакыпов, младший брат убитых предпринимателей.
А летом 2009 года произошел поджог их микроавтобуса.
Машина находилась на платной автостоянке. Найти виновных так и не удалось, хотя родные в суде заявили, что уже тогда подозревали братьев Поличевых. И о своей версии они говорили сотрудникам местной милиции. Жена одного из убитых братьев киргизов Жылдыз Бейшемкулова на суде сказала, что ее мужа в милиции попросили забрать заявление.
— Ведь если бы тогда этих Поличевых взяли за задницы и потрясли, возможно, не было бы этого убийства, — говорят местные предприниматели, сообщает «Информ Полис».