Горючее под огромным давлением вырвалось наружу. От искры топливо вспыхнуло, и в секунду трюм превратился в ад. Через несколько минут корабль взлетел бы на воздух. Но мгновенно сориентировался машинист котельной команды 19-летний Алдар Цыденжапов. Парень кинулся в самое пекло, чтобы перекрыть топливо и предотвратить взрыв.
Алдару Цыденжапову оставался до дембеля всего месяц.
На нем горела одежда, в дыму нечем было дышать, но он продолжал закручивать вентиль. И ушел только тогда, когда пламя ослабело. Как он смог это сделать, не потеряв сознания, непонятно. Уже в госпитале медики установили: у моряка ожог почти 100 процентов кожи!
- В трюме, где случился пожар, находятся два котла и правая турбина двигателя. Каждый котел вырабатывает 115 тонн пара в час при температуре 470 градусов. При этом там гигантское давление! - объясняют военные. - Если бы рвануло, корабль не уцелел. Да и из людей мало бы кто выжил.
Алдара в тяжелейшем состоянии увезли в госпиталь во Владивостоке. Врачи четыре дня боролись за его жизнь, но 28 сентября матроса не стало.
- По предварительным данным, причиной происшествия стала безалаберность, - говорит Роман Мартов, пресс-секретарь командующего Тихоокеанским флотом, капитан первого ранга. - Цистерну переполнили топливом, а в четыре утра этого никто не увидел. Кроме того, один из матросов неправильно завинтил заглушку трубопровода. В итоге топливо под давлением выдавило вентиль, попало на светильник и все вспыхнуло.
Виновных отдадут под суд. А Алдара Цыденжапова наградят посмертно...
Алдар Цыденжапов пошел служить в ноябре прошлого года, сразу после окончания Агинской школы в Забайкалье. Сначала хотел поступать в институт, но потом резко передумал и заявил родителям, что идет в армию.
- Он часто говорил, что хочет остаться служить по контракту, мечтал о карьере военного, - вспоминает одноклассница парня Ирина.
Сестра погибшего Арюна плачет:
- Мама с папой, когда в госпиталь приехали, видели его еще живым. А на следующий день врачи сообщили им, что спасти брата не смогли. У него ведь только пять процентов кожи на лице целыми остались, он весь обгорел... А мы его так ждали дома... Совсем недавно я разговаривала с ним по телефону, он такой счастливый был, ему ведь всего месяц служить оставалось. Говорил, что соскучился и скоро приедет, дома немного погостит, а потом вернется назад - служить дальше, сообщает «КП-Чита».