Странный подрядчик
- По 140а кварталу «Сибэнергострою» осталось освоить 22 миллиона рублей, по 142-му кварталу — 10 миллионов. Суммы небольшие, но работа встала, — говорят в Управлении капитального строительства Улан-Удэ.
Компания ссылается на отсутствие финансовых средств. В последние две недели рабочие вообще не выходили на объекты. Субподрядчики жалуются мэрии: деньги им не выплачиваются, у «Сибэнергостроя» растут долги. В адрес компании официально отправлено предупреждение.
— Вполне вероятно, будем подавать заявление в суд, на расторжение контракта, — говорят в мэрии.
Напомним, пару недель назад та же администрация Улан-Удэ гневно выступила по другому объекту — бассейну «Юбилейный», который «Сибэнергострой» не очень тщательно отремонтировал на 65 миллионов рублей: «В течение месяца подрядчик должен был устранить все замечания, однако «воз и ныне там». Подрядчики не исполняют условия муниципального контракта».
Теперь дела республиканские, также не менее весомые. В сентябре 2009 года мы сообщали, что «Сибэнергострой» приступает к строительству порта Турка в особой туристической зоне «Байкальская гавань» общей стоимостью 270 млн руб. В декабре 2010 года компания должна сдать первый пусковой комплекс порта.
Однако, как уже также сообщалось, в июле нынешнего года правительство Бурятии подало в суд на компанию в связи с отставанием от графика строительства в Турке. В суде была обнародована информация, что по разным видам работ отставание составило от нескольких месяцев до полугода.
Тем не менее, в июле 2010 года компания выигрывает конкурс на реконструкцию здания ипподрома в Улан-Удэ. Объект входит в программу 350-летия присоединения Бурятии к России, реконструкция стоит 266 миллионов рублей.
В результате мы имеем то, что у некой строительной компании на территории Бурятии собрана куча стратегических муниципальных и государственных заказов на миллиард рублей. И есть очевидные трудности с их выполнением, вплоть до ссылок самой компании на отсутствие денег. Подобный факт требует глубокого изучения.
И там, и тут
Случай с «Сибэнергостроем» — уникальный для Бурятии. Доселе строительный бизнес старался делиться на муниципальный и республиканский. У каждой из ветвей власти были свои доверенные компании, которые и разыгрывали, с разной степенью логики, дорогостоящие госзаказы. Но «Сибэнергострой» создал прецедент, забравшись сразу в обе «кормушки». Для пояснения этого стоит чуть углубиться в историю.
Старт «Сибэнергостроя» был муниципальным. По большому счету, компания до 2009 года считалась в узких кругах фактически «дочкой» «Улан-Удэстройзаказчика».
Отсюда победы сначала в небольших муниципальных конкурсах, а затем и в стратегических — тех же 140а и 142-м кварталах — на гигантские для бюджета Улан-Удэ суммы. Но внезапно «Сибэнергострой» стал побеждать и в республиканских конкурсах.
Но, имея на руках дорогие заказы, «Сибэнергострой» страдает от отсутствия финансов. Причем официальные известия о срывах сроков работ есть, о задержках финансирования со стороны властей — нет. Куда девались деньги, это пусть «Сибэнергострой» рассказывает заказчикам. Но любопытно, в какой агрессивной манере компания их добывает. Речь идет о поведении «Сибэнергостроя» на аукционах — это уже становится притчей во языцех.
«Мы нарушили закон, извините»
«Сибэнергострой» — это не одна компания, но целая система. Вот два примера.
Март 2009 года. Аукцион на строительство и ввод в эксплуатацию инженерных сетей в запланированном под массовую застройку 140а квартале на 171 миллион рублей. Организатор — муниципальное управление по госзакупкам, председатель комиссии, она же глава управления — Оюна Армаева. В участии на аукционе отказывают всем компаниям, кроме «Сибэнергостроя» — он и побеждает. Отстраненные компании в 10-дневный срок подают жалобу в УФАС по Бурятии.
При рассмотрении жалобы в УФАС случилась странная история. Оюна Армаева, выступавшая со стороны мэрии, заявила, что собираться и обсуждать здесь что-либо уже нет смысла — контракт подписан. Изумлению присутствующих нет предела: а как же отведенные законом 10 дней на подачу жалоб? «Извините, мы ошиблись, слегка нарушили закон», прозвучало в ответ. Ответственность за такое нарушение — небольшая.
В результате УФАС по Бурятии лишилось права рассматривать жалобу. Стороны ушли в суд, где «Сибэнергострой», как победитель аукциона, выиграл все инстанции. Контракт достался им. И он до сих пор не отработан.
Август 2010 года. Аукцион на реконструкцию здания ипподрома — 266 миллионов рублей. Как федеральное предприятие, ипподром проводит аукцион самостоятельно. Заместитель председателя комиссии — та же Оюна Армаева, уже ушедшая со службы в мэрии. Вновь не допускаются все участники, кроме «Сибэнергостроя». Участниками пишется жалоба в УФАС по Бурятии, где указано: «есть основание предполагать о незаконном, досрочном подписании госконтракта».
Так и есть. Контракт между ипподромом и «Сибэнергостроем» был подписан на следующий день после аукциона. 10 дней, дающиеся по закону на жалобы и протесты других участников, были проигнорированы. УФАС по Бурятии вновь было отстранено от рассмотрения жалобы.
Как жить без денег
Аукцион на реконструкцию ипподрома вообще стоит в этой истории особняком. «Сибэнергострой», имеющий, по его же словам, финансовые трудности, обязан был перечислить в качестве залогового обеспечения 13,3 миллиона рублей. Объекты по старым контрактам в срок не сдаются, но «Сибэнергострой» ищет деньги на новые. К сроку 12 июля залоговые деньги не поступают — видимо, не нашлись.
Зато появляется жалоба некоего ООО «СМП-888» — аукцион в связи с этим переносится. Адреса жалобщика и «Сибэнергостроя» совпадают — Улан-Удэ, ул. Домостроительная, 30. В жалобе отказывают. Но залоговых денег нет до сих пор. Через неделю жалобу подает сам «Сибэнергострой» — аукцион вновь переносится. И только 27 июля, спустя две недели, компания находит необходимые 13,3 миллиона рублей. «Сибэнергострой» признается победителем.
С жалобами, однако, перестарались. Одна из них слово в слово повторяет документ от иногороднего кандидата на аукцион. Каким образом у «Сибэнергостроя» появилась конфиденциальная аукционная документация, стоит спросить или заказчиков на ипподроме, или правоохранительные органы. Сейчас поданы исковые заявления в суд и от отвергнутых участников аукциона, и от УФАС по Бурятии. Но у «Сибэнергостроя» в судах, как правило, не возникает проблем — в выигрывании конкурсов и составлении документов этой компании нет равных.
Стройка как заложник
Что же мы имеем в итоге на фоне таких бурных страстей? Есть строительная компания, которая не имеет, по их же собственному признанию, финансов на завершение уже имеющихся в работе объектов. И эта компания буквально рвется за новыми контрактами.
Это не утверждение, но предположение: мы имеем дело со строительной пирамидой. Новые контракты и, соответственно, финансирование необходимы для завершения и сдачи в эксплуатацию прежних объектов. Из которых, в свою очередь, деньги уходили, в лучшем случае, на предыдущие проекты. Все новые стройки становятся заложниками строек прежних — если отказать компании в новом госконтракте, начнутся проблемы со старыми. Но когда-то это должно кончиться: какой-то объект все равно окажется «последним», сообщает «Номер Один».