Скандал с агролизингом активно разжигает сплоченная группа депутатов Народного Хурала
Суть претензий милиционеров сводится к следующему. В декабре 2009 года ОАО «Ралик» получило от правительства Бурятии свыше 800 миллионов рублей в качестве компенсации части будущих лизинговых платежей крестьянских хозяйств республики.
Планировалось, что крестьянские хозяйства будут брать у ОАО «Ралик» сельхозтехнику в лизинг по льготной ставке. Часть средств за эту технику фирме «Ралик» должно было выплачивать правительство Бурятии. В декабре прошлого года всю сумму запланированных компенсаций за несколько лет вперед правительство Бурятии перечислило на счета ОАО «Ралик».
Руководство ОАО «Ралик» и минсельхоза Бурятии посчитали, что это не является прибылью организации. В налоговую службу был отправлен отчет о нулевой прибыли предприятия. Однако в милиции посчитали иначе. Все госсредства, направленные на субсидирование лизинговых платежей крестьянских хозяйств, в МВД сочли чистой прибылью ОАО «Ралик». В такой трактовке событий у ОАО «Ралик» возникает обязанность уплатить 160 миллионов рублей налога на прибыль. Однако компания показала в декларации, что таковой не получила. По мнению МВД, это является предоставлением заведомо ложных сведений в налоговой декларации, предусмотренным ст. 199 УК РФ преступное деяние.
Ситуация несколько анекдотичная: госкомпания получает средства на реализацию государственной же программы. И обязана отдать 20 процентов в виде налога обратно государству. Юридическая коллизия, но, как оказалось, с далеко идущими последствиями.
В этой истории несколько удивляет скорость возбуждения уголовного дела. Обычно в многомиллионных скандалах, которые в изобилии происходили и ранее, уголовные дела возбуждались спустя многие месяцы, если не годы. Это если возбуждались. А например, в знаменитом «деле полувагонов», в результате которого частным лицам ушло свыше 70 миллионов государственных рублей, не возбуждалось вовсе.
При этом налоговая служба Республики Бурятия в деле с агролизингом свое слово еще не сказала. Хотя возбуждению уголовных дел по налоговым статьям, как правило, предшествуют довольно длительные бухгалтерские проверки.
Возможно, у этого уголовного дела есть политическая подоплека, и оно возбуждено в рамках кампании по смещению с должности министра сельского хозяйства Александра Манзанова и зампреда по экономике правительства Бурятии Александра Чепика, которую инициировала группа влиятельных депутатов Народного Хурала с хорошими связями в правоохранительных органах. Причем, повод для атаки на себя минсельхоз предоставил сам. С самого начала схема агролизинга, которую продвигало министерство сельского хозяйства, выглядела крайне сомнительной. Техника закупалась по завышенным ценам, а в качестве партнера по лизингу была выбрана малопонятная государственная структура, никогда ранее не оперировавшая такими суммами.
Однако по факту самой сделки между минсельхозом и ОАО «Ралик» руководители правительства получили лишь дисциплинарные наказания — выговоры. Уголовные дела по признакам превышения должностных полномочий не возбуждались. Возможно потому, что у инициаторов скандала не было столь теплых отношений со Следственным комитетом при прокуратуре, в чьей компетенции был этот вопрос. Зато в МВД республики среагировали оперативно и возбудили дело по первому возникшему поводу.
Это первое уголовное дело, возбужденное по поводу деятельности кабинета министров правительства Вячеслава Наговицына. Именно благодаря этому оно становится знаковым, сообщает «Номер Один».