Напомним, преступление было совершено 30 января 2010 года недалеко от села Шартыкей Джидинского района. Именно в этом месте был обнаружен микроавтобус с телами убитых челночников, ехавших из Закаменска за товаром в Иркутск. В день, когда автомобиль был найден, к месту происшествия прибыла опергруппа следователей и криминалистов во главе с руководителем следственного управления Вячеславом Сухоруковым. К тому времени там уже работали представители районного подразделения СКП и сотрудники милиции.
- Мы занимались фиксацией следов. Сотрудниками отдела криминалистики осуществлялось техническое сопровождение, то есть велось фотографирование места происшествия, видеосъемка. Первичные данные позволили уже в 2-3 ночи сделать вывод о том, что преступление совершено не на месте обнаружения трупов, а на дороге, - рассказывает Сергей Ханхашанов.
Следственная группа пришла к выводу: преступление совершено людьми из числа знакомых убитых предпринимателей. На это указывал тот факт, что остановка транспорта была произведена без каких-либо дополнительных провокаций - ДТП или чего-то другого. Кроме того, у челночников осталось достаточное количество денег, что позволило исключить разбойное нападение.
- В противном случае все имущество должно было быть похищено. А мы обнаружили на месте происшествия более половины денег, - говорит Сергей Ханхашанов.
В пользу того, что преступники были знакомы с убитыми предпринимателями, свидетельствовал и тот факт, что люди не оказали им сопротивления. Выдвинутая версия получила развитие, продолжает рассказ прокурор-криминалист.
- Важно было определить мотив преступления. Закаменск - не очень большой город и очень много людей друг друга знают. У каждого из семи убитых предпринимателей определенные связи, знакомства. Для выдвижения версии были проанализированы данные осмотра. Если это не разбой, в этом не было стопроцентной уверенности, то возможно какая-то неприязнь. Позже нам стало известно, что микроавтобус ранее пытались уничтожить, вывести из строя, подсыпался сахар в бак топлива, была попытка сжечь эту машину. Также со слов многих жителей было установлено, что именно этот человек, который в последующем стал подозреваемым, был причастен к этим «диверсиям».
Для того, чтобы это установить, оперативникам и следователям приходилось вести беседы с жителями города. В первые сутки было отработано минимум 300-400 жителей. И было выяснено, что этот человек причастен к попыткам уничтожить микроавтобус. С сахаром ничего не получилось, попытка поджечь - тоже. И родилась такая версия: возможно, в этот раз он пошел на крайние меры – на убийство, - рассказывает Сергей Ханхашанов.
- Буквально в течение чуть более суток с момента, как был проведен осмотр места происшествия, причастные к убийству лица были установлены. В том числе, было обнаружено оружие, одежда преступников, их маски и перчатки. Началась проверка главного подозреваемого. На допросах в таких случаях важно установить с преступником психологический контакт, ведь из-за боязни ответственности он начинает все отрицать, давать лживые показания, - делится Сергей Ханхашанов.
- Установление контакта позволило узнать место нахождения патронов, которые они выбросили после совершения преступления. В последующем были получены признательные показания, а также показания о причастности еще двух человек, которые были его пособниками, - говорит руководитель отдела криминалистики.
Сейчас расследование дела об убийстве семи закаменских предпринимателей продолжается. Специалистам предстоит работа с вещественными доказательствами, а их очень много. Назначен ряд экспертиз, в том числе психолого-психиатрических. Все это займет еще немало времени, прежде чем уголовное дело с обвинительным заключением поступит в суд. Но прокурор-криминалист уверен, что собранные материалы неопровержимо доказывают вину злоумышленников, сообщает ИА «Байкал Медиа Консалтинг».