Как сообщал «Байкал-Daily», исторический квартал создаётся в пределах центральных улиц Ленина, Банзарова, Коммунистическая, Набережная, Линховоина. Здесь планируется не просто воссоздать дома в их прежнем облике 17 века, но и передать особый, «исторический» дух тех времён. Будут восстановлены малые архитектурные формы, а сами обновлённые здания будут уже не просто жилыми домами, а туристическими объектами.
Смотреть глазами туристов
Именно с этим главным предназначением улицы Линховоина оказались связаны расхождения представленных проектов и мнений властей. В частности, генеральный директор ООО «Архитектурная мастерская «Проект Байкал» Бронислав Михайлов предложил в проекте воссоздать усадьбу дома Лосева и разместить там вместо расселённых квартир детскую художественную школу.
Поддержки у главы Бурятии идея не нашла.
- У нас есть здесь дом творчества, зачем сюда тащить? Давайте всё делать под туристов, - подчеркнул Вячеслав Наговицын. – Я согласен по восстановлению: может быть, сделать хорошую гостиницу, а на первом этаже кафе или ещё что-то, например, частный камерный театр,
Он предложил проектировщикам взглянуть на эту улицу буквально глазами туристов. «Что бы вы хотели, как туристы, увидеть здесь, прочитать под это здание? Я думаю, что они никогда не предложат здесь художественную школу».
- Появление на этой улице детей с мольбертами, мне кажется, было бы уместно, - пытался отстаивать своё предложение проектировщик.
- На улице, - это да, красиво будет, - согласился Наговицын. – Но что же они на улицу пойдут, если у них помещения будут?
Точно также было отказано и проекту музея архитектуры города в одной из реконструированных усадеб. Глава чётко дал понять, что никакие государственные или муниципальные учреждения на туристической улице нежелательны.
- Нужен вам музей здесь? – обратился он к мэру Улан-Удэ Александру Голкову.
Тот задумался. «Не нужен», - тут же вынес вердикт Наговицын.
В итоге была озвучена главная идея: улица Линховоина должна стать «торговой», со множеством небольших магазинчиков для туристов, ремесленными мастерскими, где и будут изготавливаться сувениры.
- Не надо улицу нагружать её какими-то государственными учреждениями. Нужно, чтобы люди здесь отдыхали, - подчеркнул Наговицын. – Здесь должны быть не только ремесленные и торговые точки, но и обязательно общепит.
КВД переезжает
И уж явно не вписывается в концепцию будущей прогулочной зоны кожно-венерологический диспансер. Однозначно решено, что в будущем его переведут на Смолина, 69, где также находится амбулатория кожвена. Однако предложение проектировщиков о том, что разместить в освобождённом здании, немало развеселило присутствующих.
- Мы предлагаем разместить здесь кафе, - заявил Бронислав Михайлов.
Перспектива устроить общепит в месте, где некогда лечили венерологические заболевания, вызвала смешки в зале совещаний. «Просто место очень видное», - пояснял Михайлов.
- Кафе давайте в другом месте, - также улыбаясь, решил Вячеслав Наговицын.
Судьба этого исторического здания сегодня решена так и не была. Минздрав Бурятии предложил разместить государственный центр эстетической косметологии. Предложение, впрочем, наткнулось на критику и мэра Улан-Удэ, и самого главы.
- А зачем нам государственный центр? Вы подготовьте обоснование, почему вам нужно это и на каких принципах это будет работать. Принципиально возражений нет – туристы зайдут, маски поделают. Если сможете аргументировать, почему здесь должно быть бюджетное учреждение, то хорошо, сохраним. Но частных центров косметологии уже полно. А вы предлагаете построить конкурентоспособную фирму за бюджетные деньги. Мне это всегда не нравилось, - заключил Вячеслав Наговицын.
Уехать нельзя остаться
Пожалуй, самый больной вопрос, связанный с реконструкцией исторических кварталов, - переезд жильцов. Едва осенью 2013-го стало известно об изъятии земельных участков у местных жителей, они разделились на два лагеря. Далеко не все хотят покидать пусть не благоустроенные дома, но зато находящиеся в самом центре города.
- Если мы расселяем многоквартирный дом и если хотя бы один собственник не согласен, то, я думаю, расселение этого дома надо прекращать. Надо дом расселять сразу целиком, - предложил Бронислав Михайлов.
По его мнению, сроки пока терпят – работа по расселению может быть продолжена и до 16-го года. Однако власти, ранее уже заявлявшие о принудительном переезде в судебном порядке, потакать категорическим отказам не намерены.
- Если один не согласен, ничего страшного я не вижу. Расселять всё равно нужно, - заявил Вячеслав Наговицын.
Другое опасение, которое высказывает «Архитектурная мастерская «Проект Байкал»: оставшийся без большинства жильцов дом попадёт под угрозу вандалов или же поджигателей.
Впрочем, как выяснилось, сегодня случаи отказов от переезда по каждому из домов на Линховоина единичны. К примеру, в трёхквартирном доме № 5, идущем под снос для строительства «с нуля» здания по эскизам конца 19-начала 20 века один из собственников, по определению проектировщиков, предъявляет «завышенные потребности». Владельцы просят от властей города взамен своей 2-х и 3-комнатные квартиры.
- Давайте рассмотрим. 144 кв. метра – он вполне вправе просить, потому что трёхкомнатные квартиры у нас разные есть. Можно подобрать, если по квадратам сойдёмся, почему нет, - обратился Вячеслав Наговицын к главе Советского района Светлане Трифоновой.
В целом же было решено провести предметные переговоры со всеми пошедшими в отказ. И если компромисса достичь не удастся, отправиться в суд за принудительным расселением.
После освобождённые от жильцов дома будут отданы инвесторам. Частные фирмы получат дома в крайне привлекательном районе в обмен на обязательства по полной реконструкции, приведении их к тому самому «историческому» виду и размещению туристических объектов. Если же на какие-то из домов инвесторов не найдётся, реконструкцию возьмут на себя власти, после чего объекты будут выставлены на продажу.
«Зелень не нужна»
Представлен был сегодня и общий план будущей пешеходной зоны на Линховоина. Проект, впрочем, решено было доработать – властям не понравились крупные зелёные насаждения прямо посреди улицы.
- Зелёная зона скрадывает, забирает место. Всё это будет мешать музыкантам, художникам. Я не видел ни в Москве, на Арбате, ни ещё где-либо разделителя. Я не против лавочек и каких архитектурных форм, но чтобы они не разделяли улицу как стенку, - призвал Вячеслав Наговицын.
Светлана Инкеева, "Байкал-Daily"