С резкой критикой выступил сегодня на совещании комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству администрации Улан-Удэ Павел Зильберман. Он занимал должность главного архитектора города рекордные 34 года – с 1966 по 2000 годы.
Сегодня, хоть и оценив работу комитета на «удовлетворительно», Зильберман отметил множество нерешённых проблем. Особая критика была высказана в адрес архитектурно-художественного облика города. Многие из сегодняшних объектов, по словам Зильбермана, строятся без согласования их внешнего вида с властями. Более того – вопреки мнениям главного архитектора города и градостроительного совета.
- В прежнее время мнение главного архитектора города было настолько беспрекословно и обязательно, что никто – ни строители, ни заказчики, ни проектировщики – мысли не допускал, что будет как-то по-другому, - заявил Зильберман.
Негативным примером он назвал 10-этажный деловой центр «Европа» на Балтахинова, в народе прозванным «унитазом». Нелепый внешний вид здания давно стал объектом шуток КВН-щиком и насмешек горожан.
- Или жилой дом в верхней части Батарейки, над Удой, который фактически уничтожил весь красивый силуэт, созданный для здания Бурятского драматического театра. А у дома совершенно непонятный, нелепый силуэт, - привёл ещё один пример Павел Зильберман.
По его словам, градостроительный совет, имеющий статус совещательного органа при главном архитекторе, зачастую даже не знает автора сегодняшних спешно растущих объектов.
- Даже мы зачастую между собой разговариваем и спрашиваем: «А кто это сделал? А кто автор?» Мы даже не знаем автора. То есть большинство проектов – наиболее ответственные – не проходят рассмотрение градостроительного совета, - заявил Зильберман.
Раскритиковал бывший главный архитектор и многоэтажку, что возводится рядом с ФСК.
- С одной стороны уже построена коробка высотного дома, такая же должна была быть слева. Есть бумага, подписанная главным архитектором города о том, что здесь должен быть ансамбль, то есть два симметричных здания, - пояснил Павел Зильберман. – Нет – заказчики решают по-другому. Мы показываем мнение главного архитектора города. Нам говорят: «Ну и что, подумаешь. Земля моя, что хочу, то и делаю».
Отдельно прошёлся известный архитектор и по давней инициативе мэрии – строительству надземных переходов на одной из самых загруженных и опасных дорог – Иволгинской. Как сообщал «Байкал-Daily», переходы здесь начнут строить в этом году, после чего «зебры» исчезнут. Цель изменений – переход на реверсивное движение.
Однако, по словам оценке Павла Зильбермана, одобренный уже проект трёх надземных переходов не выдерживает никакой критики. Причина – в ненужной совершенно высоте в 6-7 метров.
- Все, думаю, согласятся, что строить на левом берегу Селенги три надземных перехода высотой шесть-семь метров с пандусами для инвалидов, которые поднимаются на эту высоту по рампам, переходят на ту сторону и потом скатываются, бессмысленно, если не сказать другое слово, - заявил Зильберман. – Можно было спуститься на 2-2,5 метра и тем самым облегчить людям переход. Кто на Левом берегу будет подниматься на шесть-семь метров, чтобы перейти через улицу Иволгинская? Есть здесь хоть один человек, который допускает, что простые люди, даже не инвалиды, будут это делать?
Градостроительный совет в итоге в своё время принял решение о необоснованности представленного проекта. Однако работы уже были завершены, и менять эскизы никто не стал.
Встаёт вопрос о роли градостроительного совета и авторитета главного архитектора в целом. По словам того же Зильбермана, многие проекты застройки просто не согласовываются с комитетом по архитектуре, а отправляются лишь для соблюдения формальной процедуры уже на финальной стадии строительства, незадолго до ввода в эксплуатацию.
- Мнение совета, мнение комитета архитектуры нужно поднимать и укреплять. Пока главный архитектор города – председатель комитета не будет профессиональным авторитетом, много хорошего не будет, - заключил Зильберман.
Светлана Инкеева, "Байкал-Daily"