Правительство России, которое долго ругали за то, что оно свернуло с трудного пути реформ на широкую дорогу проедания нефтяного богатства, готовит самую масштабную реформу за много лет. В том числе, дело касается финансирования регионов, и в частности, Бурятии. Реформа вынужденная и с непредсказуемым результатом
Если все получится, появятся деньги и структура, необходимые для пресловутой модернизации (Стратегии-2020, диверсификации, большого скачка – как это ни назови). Если произойдет сбой при отладке нового механизма, может рухнуть вся система, на которой держится нынешняя власть.
Речь идет о полной замене структуры бюджета. Черновик бюджетной системы будущего минфин уже разослал по другим ведомствам и даже получил рецензию минэкономразвития.
Как пишет Слон.ру, до сих пор у высшего начальства никак не получалось отучить чиновников покупать золотые кровати и автомобили класса люкс. Не помогла ни кампания по борьбе с коррупцией, ни правленный-переправленный закон о государственных закупках. Высокопоставленный чиновник из минэкономразвития честно признается, что «как верстается бюджет, что с ним происходит, и какие расходы по какой статье проходят, сейчас не понимает никто, в том числе сам минфин».
Но в черновике минфина как раз содержатся меры, которые могут уничтожить стимулы к раздаче бюджетных денег на поддержание в сытости и довольстве основы нынешнего строя – армии чиновников в центре и регионах. Из министерств сделают управляющие компании, из чиновников – наемных (и увольняемых) менеджеров, из бюджета – набор бизнес-планов для разных отраслей. Если, конечно, правительство не испугается и не передумает – что, конечно, вполне вероятно.
Далее сообщается, что будет взят на вооружение уже много раз обсуждавшийся метод «финансирования по результату». Деньги будут выдаваться исходя не из количества чиновников и прецедентного принципа (на каждое мероприятие не меньше, чем в прошлом году), а исходя из количества оказываемых ведомством услуг. Ведомства получат больше полномочий по оптимизации и сокращению собственных расходов, а высвободившиеся деньги смогут тратить на утвержденные цели и задачи более свободно. Возможно, министерства даже получат право рыночного размещения временно свободных ресурсов или закрытия части ненужных подведомственных бюджетных учреждений.
Контроль их работы станет больше похожим на аудит компаний, чем на привычные проверки счетной палаты и генеральной прокуратуры. Цели бюджетных трат будут совмещены со стратегиями развития отраслей. Все или почти все расходные обязательства бюджета будут записаны либо в долгосрочных целевых программах (ДЦП), либо в проектах из Основных направлений деятельности правительства (проекты ОНДП).
В части интересов Бурятии, важен раздел будущих отношений центра и регионов. Как пишет Слон.ру, для финансирования регионов правительство планирует использовать тот же принцип, что и в отношении федеральных ведомств: больше полномочий и больше ответственности.
Для развития своей экономики регионы тоже будут получать федеральные субсидии, но только на основе программно-целевого подхода («сделал-получил»). Минрегионразвития, например, предлагает пойти еще дальше и сразу верстать ДЦП не только в ведомственном, но и в региональном разрезе. То есть, на этапе создания бюджета на следующий год сразу учитывать, какое количество денег по каждой статье расходов федерального бюджета в каком регионе окажется.
А еще правительство хочет покончить с сохраняющейся с 90-х годов прошлого века «халявой»: безадресными дотациями на обеспечение сбалансированности бюджетов, которые спасают глав регионов в случае, если им не хватает собственных денег.
Однако пока не совсем ясны сроки реализации программы. Риски очевидны: реформа разрушает среду существования бюрократии лучше, чем любая модернизационная кампания, предложенная либералами из окружения президента.
Начнись реформа завтра, и послезавтра на улице окажется весьма значительная часть федеральных и местных чиновников и работников бюджетных учреждений, которых «оптимизируют» под самый корешок мотивированные на эффективность и сокращение издержек министры и губернаторы. Вряд ли в Кремле и правительстве готовы лишать себя самой надежной опоры перед «большими» выборами 2011–2012 годов. А вот в 2012 году, после избрания Госдумы и президента будет проще: до следующих выборов будет целая пятилетка.
Поэтому чиновники рассуждают о сроках осуществления реформы весьма осторожно. Рабочий план такой: в 2010-м полностью закончить разработку всех необходимых для реформы документов, в 2011 году – принять все нужные изменения в Бюджетный кодекс и другие законы, а начать реализацию в 2012 году Параллельно, по словам источника в минфине, могут идти локальные эксперименты: точечное применение различных новых бюджетных технологий в регионах.