«Позные» в Бурятии такое же распространенное явление, как пиццерии в Италии, а в некотором смысле устойчивый бренд, который вполне достоин патента. Правда, в отличие от пиццерий и грилей, поражающих европейским лоском и располагающей обстановкой, бурятские «позные» зачастую являют собой худшие образцы советского общепита.
Дело, конечно, не в европейском антураже, присущем пиццериям. Бурятские буузы, уходящие корнями в быт и многовековые традиции кочевого народа, как раз, наоборот, предполагают максимально простую и даже аскетическую обстановку. И чем она ближе к исторической правде, тем лучше с точки зрения развития туризма. Дело в подмене этих понятий на откровенную антисанитарию, убогость и неряшливость, присущих большинству местных «позных», лишенных всякого национального колорита. Достаточно сказать о рулонах туалетной бумаги, которые в таких забегаловках выполняют функцию салфеток, что приводит в состояние ступора не только чопорных иностранцев, но и искушённых российских туристов.
В этом смысле инициаторы законопроекта убеждены, что бурятские буузы, точнее, условия, в которых они готовятся и подаются посетителям, способны сформировать отталкивающее впечатление. Или как минимум вызывать горькую иронию по поводу нравов и менталитета местного населения.
Заметим, что не меньшее беспокойство вызывают и пищевые, и вкусовые качества бууз. Не секрет, что каждый производитель готовит их по своему уразумению, и, несмотря на относительно простую рецептуру, «позы» получаются разными с точки зрения органолептики — и на вкус, и на вес, и на запах, и даже на цвет, не говоря уже о различиях в толщине и эластичности теста.
Однако главной проблемой является фривольный подход к мясу. В погоне за прибылью производители суют в буузы в лучшем случае – кенгурятину или конину наряду с соей и прочими добавками, о которых наши предки и не догадывались. А в худшем — мясные ошметки, которые даже после тщательного помола безошибочно идентифицируются как «жилы». Такое «мясо» при варке сжимается в плотный невкусный комок и не дает обильного бульона.
Примечательно, что местные власти обратили пристальное внимание на это национальное блюдо в 2008 году, когда развернулась дискуссия о возвращении ему исконного названия «буузы». Министерство экономики Бурятии тогда призвало производителей и владельцев «позных» поменять вывески и названия на упаковках, дабы не смущать гостей Бурятии, у которых слово «позы» вызывало прямую сексуальную ассоциацию.
Но второго шага – борьбы за качество и сервис – почему-то не последовало. Если депутаты Народного Хурала и в самом деле намерены принять «закон о позах», на индустрию общественного питания, сервиса и туризма это окажет самое благоприятное влияние. Сам факт обсуждения такой проблемы вызовет интерес общественности, заставит задуматься производителей и послужит укреплению имиджа нашей национальной республики, поскольку в законодательной сфере принятие закона о буузах станет в России кулинарным прецедентом, сообщает «МК в Бурятии».