О богатстве бурятских недр наслышаны все, однако реальные дивиденды от их эксплуатации, кажется, получают вовсе не законопослушные участники рынка.
- Легальная добыча нефрита в нашей стране есть, хотя статистика по ней отсутствует. По крайней мере, найти её не удалось, - признает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.
В то же время, эксперт довольно скептически оценивает решимость органов власти, заметно активизировавшихся в сфере борьбы с нефритовым криминалом.
- Нефрит давно известен как поделочный материал и применяется при изготовлении различных украшений и декоративно-художественных изделий. Никаких новых способов его применения в последнее время не появилось, из-за чего государство бы могло что-то изменить регулирование в отрасли, так что не стоит ожидать революционных перемен, - отмечает Баранов. Тем не менее, представитель «Финам менеджмент» дает чиновникам следующую рекомендацию: «Надо всего лишь наладить порядок в вопросах вывоза нефрита за границу, а этим государство занимается постоянно».
Начальник отдела методологии оценочной деятельности АКГ «МЭФ-Аудит» Константин Гречухин расценивает ситуацию, сложившуюся в сфере нефритодобычи, более пессимистично.
- Около 90 процентов нефритов находится на территории Бурятии. С учетом растущего спроса на нефрит в Китае существующие проблемы будут увеличиваться в плоскости масштаба, - обозначает серьезность проблемы аналитик. - Поэтому, если можно так сказать, нужно принимать решения в краткосрочном периоде, упреждать возможный ход событий. В данном случае необходимо четко разделить полномочия федеральных и местных властей по контролю за оборотом нефритов. Совместными усилиями необходимо создать официальные торговые площадки. Одно лишь только лицензирование проблемы не решает.
- Проблема еще находится в той же области, как в свое время было с вырубкой леса. Никто ничего не покупал и не оформлял, а спокойно себе вырубал сколько необходимо, - констатирует эксперт.
Дмитрий Баранов склонен поспорить с коллегой: «Законодательство в сфере добычи полезных ископаемых уже давно сформировано и вряд ли целесообразно менять его из-за проблем в одном сегменте». По ожиданиям эксперта, «даже если внесут изменения в законодательство, не факт, что тем самым «злоумышленникам» удастся поставить заслон, наверняка они смогут его обойти».
- Поэтому, возможно, федеральным и региональным властям стоит принять какие-то экономические меры, которые позволят создать такие условия, выгодные лишь добросовестным компаниям, давно работающим на этом рынке, - предлагает свой рецепт аналитик.
- «Применительно к нефриту можно составить законодательный перечень требований к лицам, желающим заниматься его добычей. Если, к примеру, у компании нет необходимых ресурсов для ведения геологоразведочных работ, то это уже может служить ограничением, — добавляет Константин Гречухин.
Как бы то ни было, уверены эксперты, решительное наведение порядка в нефритодобыче должно позитивно повлиять на общее состояние дел в Бурятии. Ведь от этой отрасли в республике зависит действительно очень многое. По словам Гречухина, «ко всему прочему надо добавить проблемы общеэкономического регионального характера. Нельзя сказать, чтобы та же Бурятия была в числе первых среди регионов с высокими темпами экономического развития. Необходим комплексный подход. Люди должны быть обеспечены рабочими местами в других сферах экономики. Это также позволит снизить случаи криминального характера в отрасли».
Около двух лет назад вице-премьер правительства Бурятии Александр Чепик вслух мечтал о том, что рано или поздно «республика научится оставлять у себя заоблачную добавленную стоимость, которую зарабатывают китайцы на обработке нефрита». Возможно, если власти продолжат успешное наступление на криминал, в обозримом будущем эти мечты станут явью.