- Ситуацию (в Татарстане), касающуюся русского языка в школах, можно охарактеризовать как этно-лингвистический конфликт, - заявил заместитель председателя Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов.
Он обратил внимание на то, что проблема существует из-за «обязательного двуязычия» в Татарстане.
- Есть определенные противоречия между законодательством Татарстана и федеральным законодательством России в сфере языка, - отметил эксперт. По его мнению, если в ближайшее время не будет сделана ревизия законодательства, ситуация может дойти до самых крайних форм конфликта, - подчеркнул он.
- Нужно этническую культуру сберегать через образовательный процесс, но подходить дифференцированно. Потенциал детей с «укушенными» часами по русскому языку снижается, - заявил Щеглов.
Со своей стороны председатель правления республиканской общественной организации «Учителя Республики Бурятии» Геннадий Федик также выступил против того, чтобы национальный язык изучался в ущерб русскому языку.
- Региональный компонент съедает федеральный, - охарактеризовал он существующую ситуацию в Татарстане. При этом эксперт обратил внимание на различия в региональном законодательстве Бурятии и Татарстана: в Бурятии, изучение национального языка происходит добровольно и в региональном законодательстве прописан главенствующий статус русского языка.
На добровольном изучении национального языка настаивали и представители Башкирии.
- Изучение национальных языков должно быть добровольным. Либо законом необходимо гарантировать изучение русского языка в объеме, предусмотренном федеральными нормативными актами, - уверена администратор интернет-сообщества родителей-школьников «Образование и русский язык в школах Башкирии» Галина Лучкина.
- У нас (в Башкирии) русскую речь услышишь чаще, чем в Москве, - привела она аргумент. Эксперт обратила внимание участников заседания на такую проблему, как вынужденная миграция из региона, где родители недовольны тем, что изучение национальных языков идет в ущерб русскому, главному языку общения в России.
Комментируя ход обсуждения, заместитель председателя комитета Госдумы по делам национальностей Тамара Плетнева (КПРФ) заявила о том, что «работы - непочатый край».
- Надо срочно менять законодательство, смотреть и по (образовательному) стандарту, - предложила парламентарий.
- Проблема существует, - признала она.
- Какой язык изучать, должен быть добровольный выбор, - считает Плетнева.
Сходу проблему не решить, заявил по итогам заседания член комитета Госдумы по делам национальностей Григорий Ледков («Единая Россия»).
- Надо собрать всю информацию, ее скрупулезно разбирать, изучить законодательную базу" - отметил депутат.
- Ведь проблема намного шире, чем изучение в школах русского и национальных языков, - считает Ледков. Он также сообщил, что в ближайшее время эта тема будет обсуждаться на заседании комитета Госдумы по делам национальностей.
Между тем накануне в Госдуме состоялись парламентские слушания, участники которых обсуждали поправки ко второму чтению проекта базового закона «Об образовании в РФ». Участники слушаний считают необходимым, в частности, дополнительно конкретизировать положения законопроекта в части обеспечения прав граждан на свободный выбор языка воспитания и обучения с учетом правового статуса языков народов России, сообщает ИА «REGNUM».