Но в то же время, по его словам, существуют «системные риски», которые могут помешать решению основных задач социально-экономического развития страны.
Наибольшие риски в сфере межбюджетных отношений Сергей Степашин связывает с реализацией майских указов президента РФ Владимиру Путина, направленных на реализацию дополнительных мер государственной политики в сфере здравоохранения, образования, науки и демографической политики. На эти цели проектом бюджета предусмотрено выделение дополнительных дотаций регионам в размере 100 миллиардов рублей, что, однако, покроет лишь около трети дополнительных расходов регионов.
- Характерным примером является Республика Бурятия, в которой я недавно был в командировке. На реализацию указов президента данному региону потребуется в 2013г. более четырёх миллиардов руб., а федеральная дотация на данные цели должна составить чуть более 700 миллионов руб. С учетом этого дефицит бюджета Республики оценивается в сумму более 4,6 миллиарда рублей, - отметил Сергей Степашин.
Глава Счетной палаты призвал обратить особое внимание на необходимость обеспечения сбалансированности бюджетов наиболее проблемных регионов и прежде всего на сокращение их долгового бремени за счет обеспечения рефинансирования их задолженности перед федеральным бюджетом.
Напомним, что ранее эксперты международного рейтингового агентства Standard & Poor's (S&P) выступили с прогнозом о том, что в 2013г. могут начаться дефолты регионов России. Уже в следующем году госдолг регионов вырастет как минимум в полтора раза, считают в S&P. По данным Минфина, на начало года госдолг субъектов составлял 1,171 трлн руб., при этом в 19 регионах он был выше 50 процентов доходов.
- В следующие несколько лет муниципалитеты будут вынуждены активно занимать, им нужно будет привлекать все больше средств с рынка, - говорит директор направления «Региональные и муниципальные финансы» S&P Борис Копейкин. Причем темпы роста заимствования будут увеличиваться: если в следующем году регионы займут 500 млрд руб., то в 2013г. - не менее 700 млрд руб. Из-за этого некоторые регионы могут столкнуться с угрозой дефолта.
В половине российских регионов не будет хватать средств на выплату зарплат, предупреждают в S&P.
- В такой ситуации власти обычно отказываются от расходов, которые можно сократить, в первую очередь от капитальных, - объясняет Б.Копейкин. Однако из-за изменения законодательства таких возможностей все меньше.
Выросла доля капитальных расходов, которые финансируются целевыми средствами и не могут быть использованы на что-то еще. Половина резервов, которые можно было сократить, уже резервами не являются. «Если не случится чуда с нефтяными ценами или Федерация не изменит своей политики по делегированию расходов регионам без предоставления существенной помощи, проблемы будут у многих», - резюмируют в S&P, сообщает RBK.
Напомним, о том, что майские указы президента России и ряд федеральных законов прямого действия не обеспечены федеральным финансированием, говорил накануне и глава Бурятии Вячеслав Наговицын.
Он охарактеризовал их как «своевременные и полезные», однако, и высказал озабоченность устойчивостью региональных бюджетов.
- Их исполнение не подлежит обсуждению, но выдержат ли бюджеты субъектов, не создадим ли мы, как в 90-е годы кредиторку, не ударит ли несбалансированность бюджета по имиджу власти, - заявил Вячеслав Наговицын.