То, не знаю что
Начнем с того что, исходя из этого закона, даже определить, что такое Общественная палата Республики Бурятия, – трудно. Не содержится в тексте ни одного определения. В законе упомянута только функция этой неясной политической субстанции. И вот эта функция сразу же вызывает серьезный вопрос об истинных намерениях авторов данного закона. Статья «Общие положения» начинается с того, что палата «призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений и органов государственной власти.
То, как в Бурятии умеют свалить все в кучу, поражает. С существованием общественно значимых интересов у граждан и общественных объединений можно согласиться. Они есть, и власть обязана считаться с ними... А что такое общественно значимые интересы органов государственной власти? Какие свои отдельные общественно значимые интересы власть может иметь? Вообще-то демократическая власть и, если шире, демократическое государство по всем научным определениям -- это лишь механизм. Вы можете себе представить, чтобы, например, у такого механизма, как автомобиль, были свои интересы, отдельные от интересов водителя? Это же абсурд.
У правительства Бурятии, как и у Хурала, не может быть своих отдельных общественно значимых интересов. Сии структуры существуют для решения общественно значимых вопросов жизни граждан (образование, здравоохранение, права человека, культура, защита от нападения и др.). А когда власть имеет свои интересы, отдельные от интересов общества, это, вообще-то, называется диктатура. Интересы диктатора и узурпатора действительно могут отличаться от интересов общества. Но при демократии (а у нас ведь пока еще демократия, да?) эти вещи неотделимы. То, чего хочет общество, и есть интерес государства. Что тут еще «согласовывать»?
Партия сказала «надо»
Но авторы закона не останавливаются на достигнутом. Согласование общественно значимых интересов граждан с загадочными интересами власти предполагается проводить также самым антидемократическим способом.
Бурятский закон способом «согласования» называет «привлечение граждан, общественных объединений к реализации государственной политики». Как же так? Сразу впрягают в выполнение существующей политики власти. То есть понятно, у власти есть какие-то свои интересы, она хочет их реализовать, на этом пути она желает воспользоваться помощью граждан. Для этого, получается, и придумана Общественная палата. Придет к «общественникам» чиновник и скажет: «Нужно делать вот так и так!». А, те исходя из смысла закона, должны взять под козырек.
А насчет собственно согласования политики как? Депутаты Хурала могли бы использовать формулировку «привлечение граждан, общественных объединений к формированию государственной политики». Но не использовали. Только «реализация» уже принятых решений. Никакой самодеятельности!
Затем перечислено то, что, по мнению разработчиков, второстепенно – «выдвижение, поддержка гражданских инициатив, направленных на реализацию конституционных прав и свобод граждан, проведение общественной экспертизы проектов законов» и некоторые иные (откровенно бессмысленные) вещи. То есть в качестве «награды за труды» общественники могут «повыдвигать» какие-то свои инициативы. А власть посмотрит и отмерит. Исходя из своих «общественно значимых интересов».
Полуобщественная палата
Особенно бросается в глаза то, как разработчики закона пытались на этапе формирования палаты исключить любые возможности действительно общественного влияния в будущей палате.
В итоговом варианте закона власть имеет право назначать половину представителей Общественной палаты. Общественная палата Бурятии состоит, как установил новоиспеченный республиканский закон, из 42 членов. Половину (21) назначают - равными долями - глава Бурятии, парламент, Совет муниципальных образований. И только вторая половина избирается общественными объединениями. Так что Общественная палата, повторим, только на половину общественная.
Но самое примечательное, что и этот антидемократический способ формирования - еще мягкий вариант. При обсуждении проекта закона его авторы депутаты Скосырская, Кравченко, Стопичев и два брата Кореневы пытались провести еще более примечательную пропорцию.
По их задумке 28 членов должны были назначаться -- пополам -- главой Бурятии и парламентом. Муниципалов они выбрасывали за борт. И только 14 членов, по идее разработчиков, должны были избираться собственно общественными объединениями. Даже видавший виды Хурал ошалел от предложенных пропорций палаты, где общественность выбирала бы лишь треть, и зарубил данную идею.
Напомним для тех, кто не в курсе. Законодательница г-жа Скосырская руководит важным комитетом Хурала по государственному устройству и законности. Александр Коренев – заместитель председателя Хурала. Представляете, какие граждане правят республикой? Чего ждать дальше?
И о зарплате
Но даже в том смягченном виде, что установлен, Общественную палату Бурятии будет правильнее назвать «Псевдообщественной палатой». Пустозвонным, ничего из себя не представляющим органом.
Да будет ли хотя бы звон? Пусть даже бесполезный. Есть глубокие сомнения. Палата, напичканная посланцами от республиканской и местной власти, станет аморфной, беззубой, мало на что способной структурой. Демократическим атрибутиком на ветвях матерого дуба «вертикали власти», который будет давать какие-то там «рекомендации» авторитарной власти.
В завершение данной статьи хочется сказать следующее. Разумеется, когда сочинялся этот дурацкий закон, никто не думал о введении диктатуры в Бурятии. Это лишь наша фигура речи, показывающая полную абсурдность данного воплощения неплохой, в общем-то, идеи. Когда сочинялся этот закон, никто вообще не думал о том, как он будет работать. Потому в его тексте так много откровенных ляпов.
Главная и единственная вещь, которая имела смысл для разработчиков закона, это строка про бюджетное финансирование, прописанная, в отличие от всего остального, безупречно. Пока на существование Общественной палаты Республики Бурятия заложено свыше шести миллионов рублей. Это великолепные зарплаты нескольких человек, судя по всему, из числа нынешних депутатов, которые по совместительству же авторы данного законопроекта, сообщает «Номер один».