Вчера на 29-й сессии Народного Хурала с традиционным отчётом перед депутатами выступил министр МВД по Бурятии Александр Зайченко. В своём докладе он особое внимание уделил ликвидации преступных формирований. Одно из них – самое крупное и получившее наибольший общественный резонанс – произошло 1,5 недели назад. Преступную группировку возглавлял известный авторитет Садык.
Имён и деталей операции он, естественно, называть не стал – следствие продолжается. Однако сомнений ни у кого из присутствующих не возникло – речь идёт о разгроме группировки Садыка.
- Пять человек арестованы и самое главное – их лидер. Это преступное образование было самым организованным и самым опасным в республике, - подчеркнул Александр Зайченко.
Он также подтвердил, что, помимо разбоев, грабежей, вымогательств, группировка Садыка занималась незаконным оборотом нефрита.
В ходе обысков у участников группы изъяли более тонны нефрита, поддельный паспорт, макет автомата АКМ, два травматических пистолета, 50 патронов и деньги.
- Одним из направлений деятельности участников ОПГ является криминальный контроль добычи и сбыта в Бурятии полудрагоценного камня нефрит. В настоящее время продолжается проведение оперативно-розыскных мероприятий по задержанию остальных участников группы, - говорится в сообщении ГУ МВД по СФО.
Всего же с начала года сотрудниками полиции Бурятии из оборота изъято 38 тонн нефрита. Это в два раза больше, чем в прошлом году. В Росприроднадзор было направлено 58 производств об административных делах от МВД. Это уже в 2,5 раза выше, чем годом ранее.
Возбуждено два уголовных дела – оба в Тункинском районе. Одно из них – по факту попытки кражи с территории «Байкал Кварц самоцветы». Напомним, произошло это в начале года и запомнилось широким резонансом в Окинском районе. Вызван он был прежде всего не попыткой кражи, а стрельбой, которая возникла на нефритовом участке.
- Кроме того, в Улан-Удэ возбуждено дело по факту подделки экспертного заключения на партию нефрита массой почти три тонны. Речь идёт об общеизвестном ООО «Данак». В рамках этого дела мероприятия продолжаются, - сообщил Александр Зайченко.
По его словам, возбуждение ещё одного-двух уголовных дел по нефриту находится «в высокой степени готовности».
Между тем по «делу Садыка», помимо лидера группы, были задержаны Тушин Доржиев, который является сыном председателя комитета по бюджету, налогам и финансам Народного Хурала Цырена Доржиева, и директор ООО «Айдон» Барсан Донаканян, сын Григория Донаканяна, известного в городе строительного подрядчика и совладельца гостиничного комплекса «Донай».
Из компетентных источников стало известно, что арест этих людей напрямую связан с наведением порядка в сфере добычи нефритового бизнеса, оборот которого в республике составляет более одного миллиарда рублей в год, имеет четко поставленную и реализуемую сегодня задачу.
В Бурятии кроме леса, золота и нефрита нет ничего, что вызвало бы интерес крупных федеральных игроков, которые сегодня активно вкладываются в этот бизнес, и которых не устраивает криминализованность этой сферы, сообщает «МК в Бурятии».
Также сейчас на федеральном уровне ведётся работа по внесению нефрита в статью 191 УК РФ «Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга».
- На практике это будет означать, что любые действия с нефритом – добыча, перевозка, хранение – будут признаваться незаконными и уголовно наказуемыми, - подчеркнул Александр Зайченко, выразив надежду, что изменения будут-таки внесены в закон.
Сейчас органы полиции вправе заниматься «нефритовыми» правонарушениями только в рамках общеуголовных дел – кражи, разбойного нападение и прочее. За добычу нефрита и его реализацию возможна только административная ответственность, поскольку нефрит не определён как драгоценный и полудрагоценный камень. Подобными нарушениям полиция заниматься не правомочна.
Потому в МВД уже не в первый раз подчёркивают, что справиться с проблемой силами одной полиции проблематично. Так, в марте на прошлом отчёте перед Народным Хуралом Александр Зайченко, по сообщению ИА «Байкал Медиа Консалтинг» заявлял, что проблема не решается «полицейскими наскоками».
- Редкая неделя проходит без того, чтобы руководитель нефритодобывающего предприятия не прислал в мой адрес письмо о том, что на территории района одновременно находятся 100-150 человек, которые варварским способом добывают нефрит, наносят ущерб и так далее. Несколько вояжей мы туда сделали, что, кстати, очень дорогое удовольствие. Но, во-первых, люди заранее узнают, и пока мы добираемся, все эти незаконные нефритодобытчики разбегаются. Но даже если они остаются на месте, мы не можем запретить им находится в лесу. Никто при нас работы по добыче нефрита не производит. Получается замкнутый круг, - говорил министр МВД по Бурятии несколько месяцев назад.