- Бурятия и Забайкальский край перешли под юрисдикцию министерства по развитию Дальнего Востока. Нет опасения, что так Сибирский округ потеряет регионы?
- Не потеряем. В чем, собственно, проблема? Основой административного деления был и остается субъект федерации. Еще до формирования округов существовали программы развития дальневосточных и прибайкальских территорий. Ныне действующая программа заканчивается в этом году.
Когда появилось министерство по развитию Дальнего Востока, я попросил правительство обратить внимание на наши восточные регионы, которые, как я считаю, не должны потерять свое присутствие в соответствующих программах. В начале июля во Владивостоке под руководством премьер-министра страны Дмитрия Медведева состоялось заседание правительственной комиссии по развитию Дальнего Востока и Прибайкалья. Ее возглавляет первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов, а его заместителями являемся я и мой дальневосточный коллега Виктор Ишаев.
На этом заседании достигнуто полное понимание того, что Республика Бурятия и Забайкальский край должны входить во все программы развития, которые распространяются на Дальний Восток. На министерство возложена координация, у него нет прямых юридических функций. Поэтому не совсем верно говорить, что регионы перешли под его юрисдикцию. Также было подчеркнуто, что эти регионы остаются в составе СФО, и я несу ответственность за все, что там происходит, по тем полномочиям, которые есть у полпреда.
- А относительно Сибири рассматривается создание подобной структуры?
- Сейчас, пожалуй, впервые за постсоветское время появились особые подходы к региональной политике. Выделено два макрорегиона - Северный Кавказ и Дальний Восток. Это объективно. Именно они отличаются от других, так как несут на себе колоссальную геополитическую нагрузку.
Важно, чтобы в этих регионах были введены особые налоговые режимы, механизмы привлечения инвесторов, дополнения в межбюджетные отношения, предполагающие выделение большего объема федеральных средств на решение социальных проблем. Но если то же самое вводить во всех регионах, то теряется смысл как таковой. Невозможно в такой огромной стране с разным потенциалом регионов применять единообразные формы. В этом и есть смысл региональной политики.
- Виктор Александрович, как вам идея перенести столицу страны в Сибирь?
- Она из области научной фантастики. Прежде всего, это требует огромных ресурсов, которые сегодня выгоднее направить на развитие. Считаю, гораздо продуктивнее ограничить столицу в других функциях. К примеру, оформлять таможенные грузы во всех регионах, кроме Москвы. У нас сейчас все наоборот - грузы стягиваются в Москву, а оттуда фурами отправляются по стране.
Уверен, крупным сибирским городам можно придать импульс развития без возложения на них дополнительных государственных функций. У меня есть мечта - еще ни с кем ее не обсуждал - Новосибирск мог бы стать центром коммуникаций России с Азией, своеобразными «воротами» в Азию, рынки которой быстро развиваются. Сейчас экономике России важна максимальная интеграция в эти рынки. Развитие Сибири также будет осуществляться с привлечением инвестиций из Китая, Кореи, Японии. В нынешней ситуации в азиатской части России должен быть город, который бы взял на себя интегрирующие, коммуникативные функции, организацию межгосударственных форумов, конференций, в том числе - с привлечением научного и образовательного сообщества, сообщает «Российская газета».