«Допрос» кандидатов от общественности в Квалификационную коллегию судей длился более часа. Перед депутатами предстали 13 человек. Как отметили парламентарии, более половины из них являются бывшими работниками судов и правоохранительных органов. Данный факт вызвал немало сомнений у депутатов.
В первую очередь парламентариев интересовало, с какой целью кандидаты идут в ККС. Ответы общественников в большинстве своём совпадали. Это желание сделать судебную систему лучше, более прозрачной и менее коррумпированной. Для большинства из них совпадали и заключения Верховного суда и прокуратуры Бурятии – у ведомств возникали сомнения в объективности и справедливости дальнейших действий кандидатов.
Когда на трибуну Народного Хурала поднялся очередной бывший сотрудник правоохранительных органов Роман Нимаев, депутаты не выдержали.
- Мы всё-таки выдвигаем представителей общественности. Почему у нас тут бывшие судьи? Они не доверяют своим коллегам? – недоумевал депутат Владимир Сактоев. – больше половины квалификационной коллегии – это судьи и работники правоохранительных органов, пусть и пенсионеры. Мы же выбираем представителей общественности. Мы опять делаем такой «междусобойчик» судейский?
- Вот вас выдвигает общественное движение «Союз ветеранов государственной и муниципальной службы Бурятии». Казалось бы 100-процентный бюрократ и чиновник. Вас организация то выдвинула самая, что ни на есть, бюрократическая. Где логика борьбы с коррупцией? – поинтересовался депутат Игорь Бобков.
На что кандидат ответил, что «союз ветеранов государственной и муниципальной службы» является общественным движением, а значит, имеет право выдвигать своего кандидата. А тот факт, что большинство её членов – бывшие чиновники – ни о чём не свидетельствует.
По остальным кандидатам депутаты «пробежались», ограничившись общими вопросами о намерениях общественников.
Свой выбор парламентарии сделали методом тайного голосования. В результате место в ККС получили семь общественников.
В состав ККС вошли: Василий Маханов - судья ВС в отставке, преподаватель БГУ Дарья Миронова, деканы юрфаков Гуманитарного института Москвы (БФ) и ВСГУТУ Николай Павловский и Ирина Шаралдаева, замдиректора БУ «Гостехинвентаризация» Владимир Харханов, судьи в отставке Курманбек Усенов и Николай Глубоков.
Между тем, по данным «БМК», биографии некоторых кандидатов вызывают вопросы.
Например, это касается бывшего замминистра МВД РБ Владимира Харханова. По данным Верховного суда РБ, он не имеет права выдвигаться в ККС РБ, поскольку является замдиректора по работе с муниципальными образованиями «Гостехинвентаризации». Согласно же федерального и республиканского законодательству, чиновники и руководители не имеют права входить в состав ККС.
Как ранее сообщало ИА «БайкалМедиаКонсалтинг», «в ККС также стремятся и бывшие судьи, в том числе имевших в прошлом претензии со стороны самих судей. В частности, судья в отставке Василий Маханов, по данным Верховного суда РБ, «будучи судьей, неоднократно разбирался на заседаниях Президиума Верховного суда РБ за отдельные нарушения законности при отправлении правосудия».
Еще больше нарушений в области судопроизводства, по данным Верховного суда РБ, у судьи Курманбека Усенова, который «привлекался к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения решением ККС за допущенные факты нарушения норм гражданско-процессуального законодательства РФ, волокиту, ненадлежащее и недобросовестное исполнение своих должностных обязанностей». В январе 2012 года Квалификационной коллегией судей Усенов был освобожден от должности. Спустя несколько месяцев он же стремится попасть в орган, который будет разбирать судейские нарушения».