Этот созыв Хурала, так или иначе, доживает последние месяцы. Финишная прямая уже видна. Примечательно, что подавляющее большинство из действующих депутатов собрались продолжать политическую деятельность.
С переназначением Вячеслава Наговицына и утверждением его заместителей в правительстве у депутатов был отличный шанс сделать серьезные лица и всерьез поговорить на виду у всего электората о будущем Бурятии. Никто, конечно, и не ждал, что депутаты костьми лягут, лишь бы не дать кандидатам от Вячеслава Наговицына занять свои посты. Но можно было бы и спросить за те или иные свершения в отдельных отраслях? Когда еще будет такой шанс показать себя умными и смелыми? Да уже не будет.
Статус депутатского корпуса предполагает наличие там информации обо всех бедах республиканской экономики и социалки. Причем как публичной, так и служебной. Также статус парламента предполагает хотя бы некоторую аналитическую мысль. Значимость события – состав правительства на ближайшие пять лет - давала возможность подготовиться к прохождению зампредов правительства через комитеты и сам Хурал до уровня раскрытия самых болезненных тем. И показать людям знание предмета во всей красе.
Хоть до утра сидите и доказывайте друг другу, и спорьте. Закройтесь в кабинетах и кричите в поисках истины будущего Бурятии на пять лет вперед. И так весь июнь в каждом из комитетов – порадовали бы население интересом к делам. Ведь это логично – депутатам нужен пиар перед грядущими выборами в Хурал, и они бы его получили. Всем остальным гражданам нужно правительство, готовое публично отвечать за былое и будущее.
В результате имелся бы тот же результат и те же лица - такие уже сложились условия. Но граждане получили бы сигнал о том, что их избранники заинтересованы в решении проблем и уважают своего избирателя. Депутаты показали бы то, что они хотя бы разговаривают, и, о чудо! даже спорят.
А что вышло? Кандидатов на должности в правительство решили, для облегчения процедур и экономии времени, согнать в небольшое стадо и толпой провести через голосование в комитетах. Они приходили на комитеты Хурала, как пионерское звено, уверенные в своих силах. Рутинно отвечали на вопросы и уходили победителями. В итоге правительство «в шоколаде».
Зато депутаты обреченно вжились в роль массовки на чужом празднике жизни. Причем, в нашем случае массовка эта нерентабельна в принципе. Ни по затратам - ее присутствие весьма дорого обходится налогоплательщикам. Ни по влиянию на публичные процессы – его попросту нет.
Хотя, когда разговариваешь с депутатами поодиночке, по их словам, Александр Чепик - это посланник экономического Сатаны, командированный в Бурятию для свершения локального апокалипсиса. И нет ему прощенья. Но! Собираются толпой – молча голосуют за его переназначение. И ведь даже не интересуются его дальнейшими планами, не спрашивают, чем мотивированы те или иные его решения. Голосуют как по писаному. Господа, но ведь за неудобный вопрос Чепику вас не уволят из депутатов! Чего вы языки-то попроглатывали?
Про бесконечное несчастье с энергетикой: огромные тарифы и массовый вывод средств за пределы Бурятии уже даже школьники знают. Николай Зубарев будет, видимо, с этим бороться - так решил глава Бурятии. Тогда узнайте у него подробности, что он будет делать в ближайшее время, каков его план в этом темном чулане нашей экономики! А спустя время зададите вопрос – что сделано. И вы достойно будете выглядеть, и народу понравится. А Зубареву придется ориентироваться на данные когда-то обещания. Но нет. Будто не волнует наших депутатов энергетика. Нет такого вопроса в повестке дня.
И также Владимир Матханов сказал бы большее, чем лозунги, если бы его спросили. И Петр Носков. Но нет вопросов, нет и ответов. А за несказанные слова ведь не ухватишься.
Наибольшей популярностью при переназначении в недрах Хурала пользовались не мужики, облеченные крутыми полномочиями, а Татьяна Думнова. Хотя на площади всем известно, в том числе депутатам, что возможностей и влияния у министерства экономики сейчас осталось немного. Вот и решили депутаты для вида оттянуться на не самом влиятельном кандидате. Конечно, наезжать на Татьяну Думнову - это не Чепику или Зубареву в лицо претензии серьезные предъявлять...
Безусловно, на Народный Хурал оказывалось давление. Кандидатуры Наговицына должны были пройти. Это было предметом торга между правительством и руководством Хурала, между отдельными его фракциями. Как обычно, собирались известные лица за столом и раскладывали политические пасьянсы. У всех в одном месте свербило их будущее – кому в правительстве, кому - в будущем созыве Хурала. Давались гарантии, заключались пакты о ненападении.
Только в плане репутации в последние годы игра всегда идет в одни ворота. В правительстве отчего-то понимают, что нельзя министрам выглядеть глупо всегда. Временами допустимо и неизбежно, но вообще лицо должно выражать признаки достоинства исполнительной власти.
Но с Народным Хуралом в плане репутации и умения держать удар – полная беда. Репутация там вообще не является чем-то ценным. Места в партийных списках, строки в бюджете, должности – за это торгуются. А как они будут выглядеть перед избирателями – по барабану.
В результате в Бурятии годами складывается парадоксальная картина. Правительство занимается чем-то своим, и нередко не поймешь – они вообще правильно там все делают? С площади Советов правительство критикует сугубо только Вячеслав Наговицын, журналисты, заходя на совещания, часто слышат разносы. Народный Хурал же молчит, некогда сторговавшись за свое потаенное, и думает, что так делать правильно. В результате мы имеем порядком иррациональную систему взаимоотношений двух ветвей на публике.
И не надо кивать на подобную модель управления в федеральной власти. Там люди в космосе. Оторванность их от реальной жизни измеряется в парсеках. А у нас Народный Хурал на виду. И неумение сохранять лицо бьет по престижу парламента куда сильнее, чем, к примеру, маниакальное желание остаться при должностях до конца сознательной жизни. Это как раз народ прощает, а вот бессловесную беспомощность - не особо, сообщает «Номер один».