Гремячинск уже давно стал крайне популярным селом на Байкале. Близость к Улан-Удэ, отсутствие повальной береговой застройки советской туристической инфраструктурой а-ля Култушная, нормальная экология – вот причины успеха. За последние годы земля в селе подорожала в десятки раз, а на улицах появились постройки, стоимость которых исчисляется миллионами долларов.
Несмотря на постоянно повышающийся неофициальный статус села, с инфраструктурой там не очень. Гремячинск отличается весьма плотной застройкой в окружении тайги и береговой линии. На окраинах, буквально в лесу, стоят небольшие дорогие гостиницы. Пожарной безопасности это никак не способствует. При всех рисках пожарных там не было. Ближайшие профессиональные борцы с огнем расположись в 30 километрах в Турке. Пока оттуда едут по звонку, в Гремячинске уже догорает. Тема пожарного депо была насущной. Однако денег не было ни в Гремячинской администрации, ни у Прибайкальского района.
Выход нашли простой. В июле 2009 года лично глава района Сергей Семенов подписал с фирмой «Ижемей» договор. Строители обязались реконструировать два заброшенных здания и перепрофилировать их в пожарное депо. Сроком ограничились в два месяца, а смета составила 3,4 миллиона рублей. Расплачиваться, согласно опять же договору, район должен был нетривиально. Сергей Семенов обязался за выполнение работ передать в собственность строителей земельный участок в Гремячинске. Учитывая сумму подряда, это означало несколько десятков соток.
Схема выходила уж больно кривая. Бартерные сделки даже в бизнесе давно уже вышли из обихода. А тут государственное дело. Любой юрист вам скажет, что нанимать фирму для строительства муниципального объекта можно только через конкурсные процедуры. И предоставлять муниципальную землю частникам также можно только через публичный аукцион. А тут с двух сторон нет никаких ни конкурсов, ни торгов. Банальный бартер. По-простому, по-деревенски.
Будь юристы администрации Прибайкальского района более настойчивы, а глава муниципалитета более осторожен, то сделку надо было или аннулировать в самом начале, или закрывать договор сразу после отработки договора строителями. Пообещали землю -- дайте. Постарайтесь не привлекать к себе внимание. Тем более что в указанный срок пожарное депо в Гремячинске таки появилось – частник свои обязательства выполнил полностью.
Однако в администрации выбрали худший из вариантов. Несмотря на выполнение договора, строителям ничего не дали. Вполне вероятно, строители и чиновники разошлись в деталях сделки или не все прописали в договоре, что повлекло за собой конфликт. Оформление земли - штука сложная. Так или иначе, фирма «Ижимей» подалась в суд за справедливостью.
В Арбитражном суде из администрации Прибайкальского района начали делать отбивную. Для начала муниципалитету объяснили, казалось бы, уже совсем прописную истину – на строительство подобных объектов, тем более с миллионными суммами, необходимы торги. Нет торгов – нет договора, он признается ничтожным.
Представители района даже обрадовались такой формулировке: нет договора - нет долгов. И даже сами выстроили защиту, представляя своего главу совсем уже не от мира сего. Дескать, договор заключен между фирмой «Ижемей» и главой МО «Прибайкальский район» Сергеем Семеновым, который в сделке представлял самого себя. В то же время исполнительно-распорядительным органом является Прибайкальская районная администрация, а ею руководит совсем другой человек.
Однако самоуничижение не помогло. Как пояснил суд, признание договора подряда недействительным не является основанием для отказа от оплаты фактически выполненных и принятых заказчиком работ. Депо заказывали? Заказывали. Получили? Получили. Теперь платите.
В результате суд решил разрубить гордиев узел и повелел взыскать с Прибайкальской районной администрации 4 миллиона рублей, включая сумму долга и проценты. Причем живыми деньгами, вариант с землей в суде даже не рассматривался. В виду банальной юридической нелепости такого подхода.
Завершилось, на самом деле, все прекрасно. Село получило столь необходимое ему пожарное депо. Строители - деньги за свою работу. А администрация района все это профинансировала. Правда, без целевой строки в бюджете и через суд, зато как замечательно все получилось, сообщает «Номер один».