Теме качестве питьевой воды был посвящён сегодня «круглый стол» в Народном Хурале. Он собрал депутатов парламента, улан-удэнского горсовета, районных депутатов, представителей минстроя, минприроды и крупных учёных
Все они сошлись на том, что проблема качественной питьевой воды всё ещё остаётся острой для Бурятии. Её жители, особенно в отдалённых районах, продолжают страдать от заболеваний, которые сопутствуют низкому качеству воды. Ежедневно более ста тысяч человек – каждый десятый житель республики – вынужден пить подобную воду.
- И это при том, что наша республика относится к регионам, обеспеченным водными ресурсами. Имеется в виду прежде всего Байкал с его 20 процентами запасами пресной воды. Но, кроме Байкала, есть ещё много рек и озёр. Ресурсы только речного стока составляют около 98-ми кубических километров, или на одного жителя приходится более 95-ти тысяч кубических метров воды в год, - подчеркнул завлабораторией геоэкологии Ендон Гармаев.
При этом четверть населения республики пользуется водой, не соответствующей гигиеническим сертификатам. В нескольких сотнях населённых пунктах до сих пор не проводились пробы воды – таким образом, порядка 240-ка тысяч жителей Бурятии пьют неизвестную воду.
- В 70-ти населённых пунктах вода действительно недоброкачественная, особенно в Баунтовском, Муйском и Селенгинском районах. А в нескольких районах водой пользуются из открытых источников, что является по нормам неправильным. Хотя там веками пользовались открытыми водоёмами, но требования есть требования, - отметил председатель Народного Хурала Матвей Гершевич.
С 2009 года в Бурятии действует республиканская целевая программа «Чистая вода». В прошлом году в её рамках было потрачено 94,6 миллионов рублей, в 2012 планируется потратить 260 миллионов. Суммы, по словам спикера парламента, являются недостаточными.
- Денег надо на порядок больше, чтобы серьёзно взяться за проблему. Мы надеемся, что Федерация должна нам в этом помочь, - заявил Матвей Гершевич.
Республиканская программа «Чистая вода» была принята вслед за аналогичной федеральной, утверждённой до 2017 года. И Бурятия уже столкнулась с трудностями по мероприятиями в рамках программы.
- Надо признать, что, начиная с 2011 года, в целом те мероприятия, которые были предусмотрены, исполняются с большим трудом. Причина – отсутствие справедливых параметров распределения по уровням бюджетов средств, которые на неё выделяются, - отметил основную проблему и.о. министра строительства Евгений Коркин.
Так, в 2012 году внебюджетные средства должны составить 78 процентов от общего объёма финансирования программы «Чистая вода». В 2013 году средства внебюджетных источников должны составить 82 процента, а с 2013 года – уже все 100 процентов.
- То есть идеология федеральной целевой программы такова, что, начиная с 2014 года, бюджетные средства на бурение скважин и прочие базовые мероприятии расходоваться не должны – только за счёт внебюджетных источников, - отметил Евгений Коркин.
При этом мероприятия программы «Чистая вода» должны выдержать конкурсный отбор в минрегионразвития России. Он, отмечают в минстрое, не является лёгкой процедурой. Так, в прошлом году заявка от Бурятии на реконструкцию системы водоснабжения и водоотведения в селе Тарбагатай прошла конкурсный отбор и получила из федерального бюджета 51,4 миллиона рублей. При этом привлечь внебюджетных средств требовалось в несколько раз больше.
- На всю республиканскую программу требовалось 4,8 миллиардов рублей. Сегодня мы имеем 260 миллионов. Это, конечно, даже не на порядок, а на два порядка ниже от необходимого. Чтобы дополнительно участвовать в конкурсе в этом году, министерство не может набрать даже по всей республике работы из внебюджетных источников, - подчеркнул Евгений Коркин.
Ещё более категоричен был глава Кабанска Дмитрий Швецов, который раскритиковал условия финансирования программы «Чистая вода».
- На мой взгляд, эта программа заведомо мёртвая, - подчеркнул он.