Проблема загрязнения от Байкальского ЦБК была поднята на выездном заседании совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека. На нём Дмитрий Медведев обсудил с членами совета, экспертами-экологами и представителями ряда экологических организаций вопросы экологической безопасности и защиты окружающей среды.
Учёный секретарь научного совета по Байкалу Сибирского отделения Российской академии наук Ирина Максимова заявила совету и президенту, что БЦБК является знаковым показателем для оценки отношения России к вопросам экологии.
- Если Байкальский комбинат продолжает сбрасывать сточные воды в Байкал, то в отношении других объектов тем более сделать ничего невозможно. И все слова про «стремления государства» остаются только словами, - подчеркнула Ирина Максимова.
По её словам, разрешить вопрос закрытия Байкальского ЦБК возможно только на уровне высшего руководства страны. Федеральная же власть, по мнению учёного, демонстрирует бездействие. Так, межведомственная комиссия по Байкалу ни разу не собиралась уже с 2009 года.
- Именно непринятие никаких решений позволяет заинтересованным лицам пользоваться ситуацией и выжимать последнее из уже находящегося в состоянии экологического и экономического банкротства предприятия, - заявила Ирина Максимова.
По её словам, после восстановления производства на Байкальском ЦБК сбросы увеличились в два раза. Также учёный обратила внимание на то, что до сих пор не осуществляется работа по ликвидации шлам-отвалов БЦБК.
- Эта работа не терпит отлагательств, так как угроза сброса отходов в Байкал является вполне реальной. К сожалению, министерство природных ресурсов до сих пор не утвердило данный проект, который разработан в конце года. Это не позволяет начать его реализацию. Сейчас уже два из трёх факторов катастрофических селей, которые в том районе вполне объективны, существуют. Снежный покров на Хамар-Дабане сейчас три метра, и прошедшие землетрясения способствовали сходу снежных лавин. Остался лишь июньский ливень, и семь миллионов тонн отходов БЦБК будут в Байкале. Тогда Байкала уже не будет, - подчеркнула Ирина Максимова.
Также Медведеву было указано на практически полное отсутствие информации и игнорирование федеральными ведомствами обращений и обоснований научных и общественных организаций.
Говоря о необходимости закрытия БЦБК, учёные ссылаются не только на его угрозу для Байкала, но и на убыточность самого предприятия.
- Мы делаем такие выводы, что предприятие убыточно, модернизация его бесперспективна и оно технически неспособно работать в рамках действующего законодательства. Почему вообще БЦБК работает – это загадка, это вообще никому невыгодно. Мы оцениваем это просто как паралич власти, как полную бездеятельность или намеренное недопущение всякой возможности принятия окончательного решения. Но в любом случае это унижение людей и всей страны с риском уничтожения Байкала и, естественно, города Байкальска, - заявила Ирина Максимова.
По подсчётам экспертов, при ликвидации предприятия необходимо будет трудоустроить порядка тысячи человек.
- Там сейчас работает 1600, но часть останется на ТЭЦ работать, все специалисты в основном из Селенгинска (240 человек). Их готовы в ближайшее время взять на работу в Красноярске на вводимом предприятии. Уже с осени этого года в Красноярске готовы взять этих специалистов с семьями, и даже с квартирами, жильём их обеспечить. Только одна особая экономическая зона даёт две тысячи рабочих мест. А на разборки всех этих шлам-отвалов и на рекультивацию территорий нужны ещё две тысячи плюс 10 тысяч нужно в смежных видах деятельности, - подчеркнула Ирина Максимова.
Она лично передала Медведеву документ от имени общественного совета при правительстве Иркутской области с обоснованием позиции по ликвидации предприятия, подчеркнув в заключении, что «закрытием БЦБК может быть только его ликвидация».
- По Байкальскому целлюлозно-бумажному комбинату. Дмитрий Анатольевич, я здесь солидаризируюсь с мнением общественности. Мне кажется, что нам постепенно надо принимать меры к закрытию Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Это позиция Министерства, мы её не изменяли, она такова и есть, обязан Вам доложить, - заявил министр природных ресурсов России Юрий Трутнёв.
- Информация по Байкалу, темы, которые здесь поднимались, – я думаю, вам всем наши позиции известны. Конечно, очевидно, что было бы по разным причинам проще и лучше закрыть или перепрофилировать. Вопрос в людях, в лоббистских возможностях тех или иных предпринимателей, которые их вовсю используют, - отметил президент.
Он подчеркнул, что «в любом случае эту проблему придётся решать, и необходимо следовать тому плану, который был намечен, не давая никому шансов от него отвертеться».
- Я не знаю, можно ли загрузить другие комбинаты, здесь упоминался целлюлозный завод в Питкяранте, если это так, то это на самом деле неплохой выход из ситуации. Но, естественно, вы должны, уважаемые коллеги, понять и мотивы власти, потому что мы не можем просто так бросить людей. Если бы были возможности моментально их там перенести в другую местность, наверное, так и нужно было бы поступить, но это не делается за месяц и даже не делается за год. Но проблема должна быть закрыта – это несомненно, - цитирует Медведева пресс-служба президента России.