Счётная палата Бурятии проверила целевое и эффективное использование средств министерством природных ресурсов. Результаты проверки весьма неутешительные.
Вопросы у аудиторов возникли по поводу средств на ликвидацию свалок. Всего в 2019 году минприроды заключило четыре контракта на 28 млн рублей.
- По результатам проверки выявлено, что должностными лицами минприроды РБ экспертиза, равно как и приёмка услуг по ликвидации несанкционированных свалок выполнялась формально, - пришла к выводу Счётная палата.
Так, по одному государственному контракту в акте сдачи-приёмки услуг значился один объём вывезенного мусора. Проверка показала, что отходом было меньше – даже вдвое меньше того, что было в техзадании. В результате стоимость оплаченных, но не оказанных услуг составила 3,9 млн. рублей. «Это свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств», - поясняют аудиторы.
По двум другим госконтрактам о вывозе 18 и семи разных свалок, преимущество в Улан-Удэ, возникли странности со справками.
- Совокупный объём отходов по семи свалкам был определён согласно справке экологического обследования, подписанной государственным инспектором Бурприроднадзора. При этом проверке также был представлен второй экземпляр справки экологического обследования от того же числа, подписанный тем же должностным лицом, по тем же семи свалкам, который значительно отличается от первого экземпляра по объемам вышеуказанных свалок. Так, отклонение между вариантами справок по одним и тем же свалкам составляло до 100 раз. При заключении госконтракта были заложены данные по меньшему варианту справки. Однако сам факт наличия таких расхождений ставит под сомнение достоверность замеров по объёмам отходов, указанных в справках обследования, производимых Бурприроднадзором. Это, свою очередь могло повлечь необоснованное увеличение объёмов отходов на свалках, планируемых к ликвидации, - говорится в материалах Счётной палаты.
Выяснилось, что перед планированием торгов чиновники определяют объём мусорных залежей «визуально». Ранее Счётная палата уже рекомендовала проводить геодезические замеры. Иначе существует риск завышения объёма отходов и, соответственно, неэффективного использования бюджетных средств.
По одному из контрактов снижение начальной цены составило почти два раза на фоне отсутствия экономии по другому контракту, при этом оба контракта заключались в сентябре.
- Данный факт может указывать на то, что участники торгов владели сведениями о завышенных объёмах отходов на несанкционированных свалках, входящих в объект закупки по одному из контрактов, - отмечает Счётная палата.
Ещё одна странность: по одному контракту проделанный вывоз отходов был заявлен в таком количестве и в такие сроки, что это вряд ли возможно физически. Для этого нужно, что восемь самосвалов работали ежечасно и круглосуточно.
Заявила Счётная палата Бурятии и о «типичных нарушениях и недостатках», связанных с субсидиями на вывозе мусора с побережий Байкала, Гусиного и Щучьего озёр.
- Имеются многочисленные факты оформления путевых листов без указания маршрутов следования, что не позволяет подтвердить факт использования транспортных средств в целях транспортирования мусора с побережий озёр. Отмечались случаи представления расходов по оплате труда работникам без документов об оплате. В ряде случаев отсутствовали кассовые чеки и платежные поручения. Представлялись документы о расходах, произведенных за пределами срока использования субсидий, - говорится в материалах Счётной палаты
Анализ порядка предоставления субсидий по сбору и вывоза мусора с побережий озер Байкал, Гусиное и Щучье выявил его недостатки. Этот порядок фактически предусматривает вариативность направления собранного с побережий мусора на полигон для захоронения отходов или на места накопления отходов. Фактически формулировка порядка позволяет вообще весь мусор не направлять на полигоны.
В результате подавляющее количество собранного с побережий мусора не было сдано на полигоны. Собранный мусор с большой вероятностью остался в пределах Центральной экологической зоны и мог аккумулироваться, например, на территории населённых пунктов на площадках временного накопления отходов, контейнерных площадках.
- Из подлежащего сбору и вывозу объёма мусора с побережий озера Байкал на территориях Баргузинского и Прибайкальского районов документально подтверждено направление на захоронение и переработку 13,5%. Из подлежащего сбору и вывозу объема мусора с побережий озера Байкал на территории Кабанского района лишь 4,7% размещено на захоронение на санкционированном полигоне в городе Гусиноозерске и переработано на вторсырье, - пришла к выводу Счётная палата.
По результатам проведенной проверки минприроды Бурятии вынесено представление. Также принято решение направить материалы проверки в правоохранительные органы.