Муниципалитеты Бурятии получили возможность отказаться от всенародных выборов глав районов, сёл и городов. Накануне на сессии Народного Хурала приняли поправки в закон «Об организации местного самоуправления», внесённые главой Бурятии Алексеем Цыденовым. Теперь руководителя района, села или мэра можно будет избирать двумя способами: на всенародных выборах или Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Муниципальные образования сами будут решать, какой способ им удобен.
Единственное исключение, закреплённое законом, - Улан-Удэ, где мэра отныне и всегда будут избирать исключительно всенародным голосованием.
Единства нет
Ещё до время принятия законопроекта в Бурятии развернулись бурные споры. Сегодняшняя пресс-конференция в парламента доказала, что единого мнения среди депутатов так и не сложилось.
Спикер Народного Хурала Цырен-Даши Доржиев подчеркнул, что депутатами «принята именно альтернативность выборов глав муниципальных образований».
- Выступающие говорили: «демократично, недемократично мы поступаем,» что мы ущемляем права избирателей в республике. Но до этого мы запрашивали информацию, 13 райсоветов отправили нам решения, что они видят прямые выборы. Они могут провести прямые выборы, изменив или оставив свой устав без изменений, где будет всё прописано. Я знаю, что некоторые главы настроены категорически против конкурсных комиссий, хотят быть всё-таки избранными всенародно, - заявил он.
По его словам, способ выборов с помощью конкурсной комиссии повышает статус депутата райсовета.
- Я думаю, что мы живём в такое время, и вы знаете, что и по Муйскому, и по Тункинскому районам есть такие моменты, где райсоветы имеют свое твёрдое «я», - продолжил председатель Хурала.
Депутат, заместитель председателя комитета Хурала по госустройству Виктор Малышенко, в свою очередь, заявил журналистам, что «лучше прямых выборов нет ничего». Он подчеркнул, что по этому вопросу ранее неоднократно высказывался.
- Но сейчас я сижу как представитель комитета, комитет поддержал данный законопроект, далее сессия поддержала данный законопроект, и сейчас он - уже закон, - констатировал Малышенко.