На прошлой неделе Народный Хурал РБ официально назначил выборы главы Бурятии, которые пройдут в единый день голосования - 10 сентября. С «низкого старта» началось выдвижение кандидатов. Действующего руководителя республики Алексея Цыденова выдвинула «Единая Россия», конференция которой состоялась в четверг, 8 июня. Через день, 10 июня, обозначились ещё два претендента - Сергей Дорош от ЛДПР и Вячеслав Мархаев от КПРФ.
Сюрпризов пока не произошло. Все кандидатуры были объявлены заранее. Партийные форумы лишь формализовали их намерения. Небольшая интрига была только на конференции партии Жириновского, где от участия в выборах «по семейным обстоятельствам» официально отказался Евгений Буянин, ранее заявлявший о планах побороться за пост главы Бурятии. А выдвижение скандального телеведущего и правозащитника Бато Багдаева от партии «Коммунисты России» - это, видимо, дело ближайшего времени.
Выдвинутым кандидатам предстоит преодолеть так называемый муниципальный фильтр - собрать и представить в Избирком РБ не менее 226 подписей глав и депутатов муниципальных образований Бурятии в поддержку своего выдвижения. Подписи с мест предусмотрены федеральным законодательством и призваны служить подтверждением того, что кандидата знают и поддерживают в районах и поселениях региона, главой которого он собирается стать.
Этот этап избирательной кампании, судя по всему, является большой проблемой для выдвиженца КПРФ, иркутского сенатора Вячеслава Мархаева. В начале июня с трибуны Совета Федерации он начал критиковать законодательную норму, которая действует уже целых пять лет.
По мнению Вячеслава Мархаева, необходимость сбора подписей муниципальных глав и депутатов создает ситуацию, когда «одна партия позволяет другой партии выдвинуть кандидата». Это заявление равносильно признанию в том, что КПРФ в Бурятии не обладает достаточным ресурсом для преодоления муниципального фильтра и нуждается в поддержке других партий. Подтверждением сего факта являются и представленные на официальном сайте Бурятского отделения партии Зюганова сведения о численности ее депутатов в районных и поселенческих советах - всего 171 человек, чьих подписей априори не хватает для регистрации кандидата.
На самом деле число муниципальных депутатов, готовых поддержать выдвижение Вячеслава Мархаева и того меньше. На прошлой неделе в СМИ было опубликовано обращение группы бурятских коммунистов с призывом к однопартийцам «не давать свои подписи» за кандидатуру 62-летнего иркутского сенатора. В числе подписантов - депутаты нескольких муниципальных образований Бурятии, избранные от КПРФ и, соответственно, включенные в список на сайте БРО КПРФ.
Известны конфликты Вячеслава Мархаева с целым рядом местных и первичных отделений, представители которых также имеют депутатские мандаты, но вряд ли станут поддерживать номинального лидера КПРФ в республике. Даже на прошедшей конференции по его выдвижению, делегатов которой подбирали со всей тщательностью...
Стать «единым кандидатом от оппозиции» Вячеславу Мархаеву, как и предсказывали серьёзные аналитики, не удалось. Выдвижение Сергея Дороша от ЛДПР поставило крест на самой возможности альянса трех оппозиционных парламентских партий. «Справороссы» в Бурятии и ранее говорили о том, что условием их поддержки является «взвешенное решение по кандидатуре», ясно давая понять: выдвижение иркутского сенатора в качестве «единого кандидата» на пост главы Бурятии они таковым не считают.
Поэтому одни эксперты восприняли выступление Вячеслава Мархаева в Совете Федерации по поводу муниципального фильтра как завуалированный призыв к руководству «Единой России» помочь ему закрепиться на предвыборной дистанции. Чтобы избирателям было веселее, и они активнее шли на выборы. Другие, напротив, полагают, что с трибуны Совфеда Вячеслав Мархаев начал заранее спланированную пропагандистскую кампанию по оправданию своего неучастия в выборах главы Бурятии. Во всем, дескать, виноват фильтр...
В пользу последней версии говорят и пресс-конференция иркутского сенатора, которую он провёл в Улан-Удэ за день до своего выдвижения. Политик с серьёзным видом поведал, что уже заручился поддержкой 328 муниципальных глав и депутатов (!). А далее сурово сообщил, что «на поддержавших его людей оказывается административное давление». Якобы их «вычисляют поименно», ведут с ними «профилактические» беседы.
Вероятно, Вячеслав Мархаев в годы службы в МВД был очень далек от оперативной и аналитической работы. Иначе он задался бы очевидными вопросами.
Во-первых, как можно говорить о поддержке со стороны определенного числа муниципальных глав и депутатов, если сбор подписей даже не начался? Согласно ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», он начинается только после официального выдвижения кандидата и открытия спецсчета избирательного фонда для оплаты изготовления подписных листов. А пресс-конференция проходила, когда Вячеслав Мархаев еще не был выдвинут кандидатом на пост главы Бурятии.
Во-вторых, как можно «вычислить» кого-либо, если нет подписных листов, нет подписей в них, и речь может идти лишь об устных кулуарных договоренностях? Получается, со слов Вячеслава Мархаева, что из БРО КПРФ утекает конфиденциальная информация, его сторонников банально и заблаговременно «сливают».
В третьих, и это, пожалуй, главное: какой резон политику, которому еще только предстоит попытаться собрать подписи в поддержку своего выдвижения, заранее запугивать потенциальных сторонников «административным давлением»?
Явно преждевременные и неоднозначные заявления Вячеслава Мархаева убеждают в том, что на самом деле выдвиженец КПРФ не стремится преодолеть муниципальный фильтр. Для него это скорее удобный способ уклониться от рискованного противостояния с «человеком Путина» - Алексеем Цыденовым, сохранить лицо и место в Совете Федерации от Иркутской области, обвинив в своем сходе с предвыборной дистанции пресловутый «административный ресурс» и действующее законодательство о выборах.