Как сообщает ИА «МК в Бурятии» в публикации от 1 марта 2017 года «Кто реально руководит Баргузинской районной администрацией», в администрации после выборов был уволен ряд специалистов, работавших в команде прежнего главы Ивана Мельникова. Эти люди либо неожиданно ушли «по собственному желанию», что в публикации характеризуется как «вынужденный шаг», либо не прошли аттестации. Одновременно, согласно публикации, вакантные должности замещаются людьми из «обоймы» предпринимателя Зорикто Будаева, спонсировавшего избирательную кампанию Алексея Балуева. Отмечается, что у многих из них специальность не соответствует занимаемой должности, принимаются якобы с нарушениями необходимых процедур. Согласно публикации «МК в Бурятии» и жителей Баргузинского района, рискует потерять должность директор Баргузинской средней школы Алексей Молчанов, известный как сторонник прежнего главы. По словам жителей района, после выборов в Баргузине обстановка становится всё более «нервной», мотивы увольнений опытных муниципальных сотрудников им непонятны. Кроме того, СМИ Бурятии ранее уже отмечали в Баргузинском районе различные инциденты, происходившие после выборов, предположительно, связанные с ними.
Бывший глава Баргузинского района Иван Мельников из этических соображений отказался оценивать работу нового главы, предоставив это право избирателям. Но подтвердил, что, по его сведениям, увольнения людей из прежней команды имели место быть. Кадровым перестановкам, на его взгляд, тоже должны оценивать соответствующие структуры.
Отметим, в Тункинском районе сразу же после муниципальных выборов 2016 года действующий состав администрации оказался полностью переукомплектован сторонниками Ивана Альхеева. Также, за год работы новой администрации должностей лишились директора школ в Далахае, Аршане, Кырене, известные симпатиями к прежнему районному главе, дважды увольняли заведующую Кыренским детсадом №4. Уволенные считают, что нарушения, в которых их пытались уличить, были лишь поводом, а истинная подоплека была политической. Отметим, некоторые увольнения удалось оспорить в суде. Возникает опасение, что в Баргузинском районе может повториться «сезон охоты на педагогов», как окрестили явление в Тунке. Политические обозреватели отмечают сходство послевыборных процессов в Тункинском и Баргузинском районах, и что в обоих случаях победивших кандидатов поддерживал главкоммунист Бурятии Вячеслав Мархаев. Можно добавить, у обоих «победителей» работали одни и те же политтехнологи, применявшие сходные сценарии.
Также публикация «МК в Бурятии» сообщает, что последнее время руководители районных организаций в Баргузинском районе стали игнорировать планёрки и совещания у нового главы из-за низкого уровня подготовки мероприятий. Напомним, в Тункинском районе многие главы поселений давно в знак протеста игнорируют заседания у Ивана Альхеева. Напряжённую обстановку в Тункинском районе, выливавшуюся в конфликты между сторонниками прежней и новой власти, «рейдерские» акты и митинги протеста, в Народном Хурале Бурятии окрестили «точкой нестабильности» и «заразой с гор». Сейчас по этому пути, видимо, идет Баргузинский район.
Если на политические конфликты наложатся экономические проблемы района, а также волнения из-за деятельности браконьерских группировок, незаконно добывающих омуль, Бурятия рискует получить второй очаг нестабильности.
Отметим, у Баргузина и Тунки есть сходство в ряде моментов – значение туристической отрасли, нахождение в природоохранных зонах, горные ландшафты, разрушенное сельское хозяйство, теневой оборот ценного природного ресурса, будь то омуль или нефрит. (К слову, в Тункинском районе недавно задержали сомнительную партию нефрита, перевозимую на служебной машине районной администрации, по данным некоторых СМИ, в машине присутствовал сын Ивана Альхеева). Поэтому тункинский сценарий может легко повториться.
Кризис в Баргузинском районе может стать ещё одним доводом в пользу неэффективности политики правительства республики по развитию сельских районов. Комитет территориального развития правительства Бурятии заявляет, что делает всё возможное в рамках своих полномочий, что будут разбирать причины протестного митинга тункинских учителей, а Ивана Альхеева просили объяснить инцидент с задержанным нефритом. Но негативные процессы продолжаются, зарождение новых «очагов нестабильности» не свидетельствует об успехах политики развития сельских районов. Добавим, что и Тункинский и Баргузинский районы – в Бурятии, в некотором смысле, ключевые, и их дестабилизация навредит благополучию республики в целом.